К 80-летию со дня рождения выдающегося актера.
Поздравляем нашего любимого Атоса и напоминаем о некоторых фактах его биографии.
«Спасительное дело — не иметь времени на комплексы и на досужие словопрения. Тогда все умение и вся природа актера посвящены только сути дела». (Вениамин Смехов)
- 1. Смехов начинал карьеру как актер Куйбышевского театра драмы
- 2. Смехов «проснулся знаменитым», сыграв безымянную роль
- 3. Смехов — чемпион по запрещенным спектаклям
- 4. Смехов — первый исполнитель роли Воланда
- 5. Смехов — автор музыкальной сказки про Али-бабу и 40 разбойников
- 6. Смехов отказался от звания «народный артист России»
1. Смехов начинал карьеру как актер Куйбышевского театра драмы
Вениамин Смехов вырос во Втором Мещанском переулке в самом центре Москвы, но профессиональную карьеру начал в Куйбышеве (ныне Самара). Сюда он был распределен после окончания курса Этуша в Щукинском училище осенью 1961 года. На этой сцене Вениамин Смехов сыграл в шести или семи спектаклях и даже помогал в постановке леоновского «Обыкновенного человека». И это в 21 год!
В Куйбышеве состоялись еще два важных дебюта в жизни Вениамина Смехова. Он опубликовал в «Волжском Комсомольце» свои статьи — очерк об актере Николае Засухине и рецензию на фильм «Баня» по Маяковскому. И первое появление Смехова на телеэкране тоже произошло в Куйбышеве. Он сыграл роль в телеспектакле «Старый повар» на Куйбышевском ТВ.
Смехов вернулся в Москву осенью 1962 года, но про Куйбышев не забыл и еще в 1972 году его статья про Таганку появилась на страницах все того же «Волжского Комсомольца».
2. Смехов «проснулся знаменитым», сыграв безымянную роль
Этот поэтический спектакль стал прорывом в карьере Смехова. После возвращения в Москву он устроился в Театр драмы и комедии, который вскоре стал знаменитой Таганкой. Уже в «Добром человеке из Сезуана» Смехов сыграл заметную роль, но его первым триумфом стала эта удивительная постановка по произведениям Андрея Вознесенского.
«Тает густая чернота зала, маятник отбивает секунды, «дышит время», на пурпурном фоне задника графически четко и выразительно проступают фигуры актеров, соединяются антимиры — иконописный лик мадонны и скафандр человека будущего — и начинается «протокольный репортаж» времени, стихов, жизни. Безумное неистовство, истерическую одержимость рок-н-ролла комментирует значительный и грустный голос диктора: «Время, остановись — ты отвратительно». Так начинаются «Антимиры». Так начинается спектакль о торжестве поэзии, торжестве человечности, торжестве огромного, щедрого, красочного мира над антимирком Букашкиных, антимирком самоубийств и стриптиза…» (Из архивов Театра на Таганке)
Кроме Смехова в спектакле играли еще и Владимир Высоцкий, и Борис Хмельницкий, которые написали для «Антимиров» несколько песен на стихи Вознесенского. Вся труппа Таганки играла в «Антимирах»! Спектакль, задуманный как поэтический репортаж постоянно менялся: Вознесенский приносил новые стихи — их вставляли в текст пьесы, сочинялись новые песни. На сцену выходил читать новые стихи сам поэт.
Смехов был одной из главных звезд постановки, но при этом все актеры в «Антимирах» оставались безымянными и были одинаково одеты в черные брюки и свитера или трико. В этом легендарном спектакле Смехов великолепно сыграл дуэтом с Высоцким.
3. Смехов — чемпион по запрещенным спектаклям
За время своей работы в Театре на Таганке Вениамин Смехов успел сыграть (или не успел не сыграть?) в пяти спектаклях, которые были запрещены либо сразу после, либо еще до премьеры:
1965 — «Самоубийца» (пьеса Н. Эрдмана). Постановка Ю. Любимова — Спектакль запрещен.
1968 — «Живой» (по повести Б. Можаева) — Спектакль запрещен.
1970 — «Берегите ваши лица» (по произведениям А. Вознесенского). Постановка Ю. Любимова. Спектакль прошёл три раза: 7 февраля утром и вечером и 10 февраля, потом запрещен к показу.
1981 — «Владимир Высоцкий» (сценическая композиция, постановка Ю. Любимова). Спектакль показан 1 раз в годовщину смерти поэта 25 июля и запрещен.
1982 — «Борис Годунов» (пьеса А. С. Пушкина). Постановка Ю. Любимова. Спектакль запрещен к показу.
«Спектакль будет построен на театральных метафорах, на знаках. Допустим, Шуйский во время рассказа об убийстве младенца Дмитрия может бросать актёров на сцену и брызгать их кровью. Тут может и мальчик на сцене спокойно пройти. Лик царевича Дмитрия явится, вы знаете, что его к святым причислили. Я вижу силу театра не в литературности, а в визуальном ряде. И всё это, как мне кажется, не противоречит Пушкину. Это близко его эстетике. Я ни слова не говорю о декорациях. По-моему, они вообще не нужны. Тут всё должно держаться на фантазии». (Юрий Любимов, 23.01.1982 // Официальный сайт фонда Юрия Любимова)
Четырем из пяти спектаклей повезло — они были восстановлены в 1988-1990 гг., но постановка по Вознесенскому навсегда исчезла в небытии.
4. Смехов — первый исполнитель роли Воланда
Первый в истории исполнитель роли Воланда — французский актер Ален Кюни («Мастер и Маргарита», реж. Анджей Вайда, 1972). А первыми советскими Воландами стали Вениамин Смехов и Борис Хмельницкий.
Десять лет (ровно с момента первой сильно зацензурированной публикации романа в журнале «Москва») Юрий Любимов добивался разрешения на постановку спектакля на сцене своего театра. Наконец, ему дали добро на это «в порядке эксперимента» и, конечно, без копейки бюджетных средств.
«Мастера и Маргариту» запрограммировали на спринтерскую дистанцию, зарифмовав в постановке темы лучших названий из афиши и зашифровав сокровенные мысли, звучавшие и прежде: о художнике и власти, о сложносочиненных нелепостях жизни, о беде атеизма, бессмертии творческого поиска. Выглядело все как обращение не только к современникам, но и к потомкам. От перепадов фантазий захватывало дух: лихая вольница варьете, опутавший главных героев любовный морок, озорная буффонада сатанинской свиты, пронзительные по прозрениям библейские сцены. Настроения, подобно местам действия, менялись стремительно и естественно. Многие, правда, и сегодня думают, что из-за отсутствия финансирования Давид Боровский — великий волшебник театра — собрал фрагменты декораций из предшествующих спектаклей. Самоцитирование, однако, возникло не случайно, его идея родилась из желания отчитаться о пройденном пути перед собой и зрителями. Вихрем закручивался вязаный занавес из «Гамлета», прокуратор Иудеи появлялся в золотой раме из «Тартюфа», Маргарита пересекала пространства на маятнике из «Часа пик», в коллаже сходились элементы декораций из «Пугачева», «Послушайте!», запрещенного «Живого». (Елена Федоренко «Театральный роман» // «Культура», 6 апреля 2017 года)
Смехов и Хмелницкий соперничали друг с другом за место в основном составе. Это была несколько странная борьба, которую провоцировал сам Любимов. В итоге Хмельницкий ушел из театра, Любимов заменил его Всеволодом Соболевым, Смехов же выходил на сцену в образе Воланда еще 21 год. «Магистр» в его исполнении был умён, артистичен, скрыто ироничен.
«…Булат Окуджава, как потом я узнал, с большими сомнениями шел на премьеру в 1977 году и мнения о спектакле был сложного. Однако насчет Воланда высказался хорошо, но неожиданно. Наутро после премьеры Ольга Окуджава позвонила мне: «Ты знаешь, с чего началось утро у Булата? Он проснулся, сел на кровать и задумался. Я спросила, о чем он задумался, а он вдруг: «Ты знаешь, а я верю, что Веня мог жить в те времена»… Значит, я как-то так сыграл, что мой герой оказался «вне возраста» или «над временами». Думаю, что лестный вывод имел происхождение не столько в актерском исполнении, сколько в прекрасной фантазии любимого поэта». (Вениамин Смехов «Театр моей памяти»)
А так писала о спектакле Наталья Велихова в журнале «Театр» в 1988 году (№5):
«В каком-то смысле эта роль — подарок актеру, именно этот символический образ дает ему возможность выразить свои крупные ритмы, выразительную медлительность, красивый голосовой тембр, импозантность. Ничего не плюсуя, нигде не наигрывая, он создает образ, загадочно притягивающий внимание, и разгадать эту загадку не удается так же, как разгадать почему Демон у Лермонтова и у Врубеля вызывает к себе глубокий интерес, а не элементарное возмущение. Смехов, как всемогущий Демон, полон тонкой иронии, позволяя и нам с птичьего полета увидеть все, что твориться: Смехов воскрешает рукопись Мастера, которую тот сжег, и эта сцена, великолепно сочетающаяся с музыкой С. Прокофьева и широкой экспрессивной пластичностью жеста Воланда, дарящего воскрешение страницы их автору, всегда неизменно вызывает аплодисменты. То, как изломана жизнь Мастера, независимого таланта, осуждено в спектакле самими высшими инстанциями внематериального, метафизического плана: и Добром и Злом. Так читает сложную сущность идеи талантливый коллектив Театра на Таганке…»
И еще:
«В. Смехов улавливает артистическую натуру Воланда — своего рода диалектику, эстетство, понимание, что в жизни нужна борьба красок, игра, а не застойное однообразие».
5. Смехов — автор музыкальной сказки про Али-бабу и 40 разбойников
Это культовое произведение советской эпохи, бешеный хит — было продано 3 (!) миллиона пластинок — трижды платиновый альбом! А по словам самого автора — итог разгильдяйских капустников и пародия на скучнейшую «Шахерезаду».
Сначала Смехов написал пьесу, которая потом превратилась в сценарий. Но фильм с Роланом Быковым в главной роли не состоялся. Тогда Смехов, не желающий отказываться от проекта, решил выпустить пластинку и заключил с фирмой «Мелодия» бартерную сделку — они соглашались выпустить сомнительную версию известной сказки, а Смехов записывал для «Мелодии» цикл по произведениям Горького к юбилею Комсомола.
Музыку к спектаклю должен был написать Альфред Шнитке. Отсоветовал его Юрий Визбор, сказав Смехову, что есть и более понятные композиторы с чувством юмора, правда, они — кандидаты наук. Так появились авторы музыки к песням — Сергей Никитин и Виктор Берковский. Аранжировки делал Георгий Гаранян. Список актеров этой постановки — это настоящий Пантеон, без шуток. Хотя, конечно, вся эта постановка — одна гениальная шутка.
6. Смехов отказался от звания «народный артист России»
В 2010 году, когда было принято решение присвоить Вениамину Смехову к 70-летнему юбилею звание «народного», артист отказался от него, объяснив свое решение тем, что звание, которое можно купить, для него не ценно:
«Сегодня все можно купить. А мне это не ценно. Когда нам должны были давать, тогда нам на Таганке запрещали по политическим причинам. Потом случилась беда — Любимов был изгнан. И уже никаких разговоров о званиях и прочее. А потом, наоборот, пришло время, когда меня вынуждали согласиться, потому что уже все молодые давно заслуженные и народные, а я нет. Но Ульянов и Лавров сказали: давайте от этих советских цацек откажемся. И перестали даже подписывать себя народными артистами. Мне это так понравилось. Это было давно. А сейчас мне хотели подарить звание к юбилею. Но жена хорошо меня знает, она объяснила важному человеку, что я обижусь. Не надо мне. В Екклезиасте замечательно сказано: «доброе имя дороже звонкой масти». Высоцкому посмертно присвоили лауреата Госпремии. Пушкина тоже посмертно признали». (Из интервью Вениамина Смехова КП.РУ)
Вот такие неожиданные факты об одном из любимых актеров театра и кино. Поздравляем, Вениамин Борисович! Здоровья и вдохновения! Спасибо за ваш гений!
Источники:
https://tagankateatr.ru
Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт
Нормально
О, любимый артист.
На первом ройном фото даже его и не узнала.
Спасибо за рассказ, много нового открыла для себя.
Отказался от звания народного. Приличный человек.
Спасибо, все замечательно, только имеет место быть одно крохотное уточненьице: поляк Анджей Вайда не имеет никакого (по крайней мере по официальным данным) отношения к упоминавшемуся в тексте фильму «Мастер и Маргарита», роль Воланда в котором сыграл Ален Кюни. Режиссером и автором сценария этого фильма был Александр Петрович из бывшей Югославии. А Вайда в том же 1972 году выпустил телевизионный фильм «Пилат и другие», в котором показана только библейская линия булгаковского романа, а Воланд вообще отсутствует.
Вениамину Смехову — 80
Пользователь сослался на вашу запись в своей записи «Вениамину Смехову — 80» в контексте: […] Борисовичем лично, правда, по телефону. Очень талантливый, но очень сложный человек. 6 интересных […]