А работать вы не пробовали?

Стивен Кинг (1983)

Стивен Кинг (1983)

И другие вопросы, которые не стоит задавать на интервью с писателями. #92днялета

Сначала о серьёзном. Новозеландская писательница Элеонора Каттон, лауреат Пулитцеровской премии (2013) за роман «Светила», экранизацию которого недавно выпустила BBC, так охарактеризовала подход интервьюеров к беседам с мастерами слова:

«Писателей-мужчин обычно спрашивают, что они думают, а женщин — что они чувствуют». 

Да, вопросы о личном — внешности, здоровье, семейном положении, детях, героях книги, с которыми хочется или не хочется романа, даже любимом цвете помады — это «крест» женщин-писателей. И показатель низкого уровня профессионализма, равнодушия, а то и неприязни журналиста к этим «пишущим бабам». 

Личные вопросы неприятны и авторам-мужчинам. Но и писателей, и писательниц равно раздражают вопросы о политике, экономике и о любых других материях, далёких от литературного творчества. Сегодня ты выскажешься за одного политика, завтра придёт другой — и прощай, репутация, хоть ты и не эксперт? К тому же открытая поддержка одной из сторон автоматически отсекает часть аудитории, что не может радовать ни писателя, ни издательство, которое за ним стоит. К сожалению, в России за все годы её истории выработался стереотип, что писатель не может быть равнодушным к проблемам страны и мира. Равнодушным — да, не может, но он должен быть нейтральным. Иначе это не творчество, а конъюнктура. 

Но если абстрагироваться от гендерных и любых других различий, писателей (и не только их) больше всего раздражают вопросы, которые обнаруживают плохое владение материалом. Если журналист не подготовился — какой может быть предметный разговор?

И ещё момент. Писатели до сих пор находятся в своего рода «подвешенном» состоянии, потому что их профессия в представлении большинства считается одновременно и работой, и хобби. Сидеть целыми днями дома за компьютером — не у станка стоять и не мешки ворочать. Журналисты часто «подыгрывают» этому мнению широкой публики, а, может, и действительно не понимают, что представляет собой писательский труд. Это приводит к тому, что «обычные» люди часто тоже не в курсе того, чем на самом деле занимается писатель.

Пишут все, но писателями становятся считанные единицы. Равно как и среди настоящих писателей не так много тех, кто начинал свою деятельность в качестве репортёра (на ум, конечно, сразу приходит Хемингуэй, который, кстати, отказывался давать интервью, если вопросы казались ему банальными или провокационными). 

Со своей стороны и писатели часто «играют на публику», не желая с ходу разрушать иллюзии о «лёгкости необыкновенной» в деле добывания средств и славы за письменным столом. Играют свою роль и политика издательств, и желание того же успеха и всё тех же денег. 

Теперь не совсем серьёзно. Ниже мы предлагаем вам ряд неудачных вопросов журналистов и ответов писателей в формате «реальность/ожидание». 

1. Когда выйдет ваша новая книга?

  • Как писатель хотел бы ответить: «Да откуда я знаю. Через год — прекрасно, через 5 — неплохо. Может, и через 10 или 20 лет, и я не вижу в этом трагедии». 
  • Как отвечает: «Надеюсь, через год или около того. Не все сложности ещё преодолены, но уже идёт подготовка к публикации книги». 

2. Всё ещё пишете этот роман?

  • Как писатель хотел бы ответить: «Я все еще дышу? Да? Тогда да, конечно, я всё ещё пишу. И буду писать, пока книга не станет такой, какой хочу её видеть именно я».
  • Как отвечает: «Да, но дело близится к финалу. Читатели ждут, и я спешу их порадовать». 

3. Вышла ваша новая книга, расскажите, как её приняли читатели? 

  • Как писатель хотел бы ответить: «Если о продажах — это к моему агенту или издателю, если об отзывах — откройте любой сайт отзывов и наслаждайтесь!»
  • Как отвечает: «Пока судить трудно. Поживём — увидим. Я получаю разные отзывы, должно пройти какое-то время».

4. Люди всё еще покупают книги?

  • Как писатель хотел бы ответить: «Нет, я просто не знал, на что смог бы потратить годы своей жизни, поэтому решил: «Почему бы не написать книгу?» Покупают, конечно, что за дурацкий вопрос? Причём чаще всего именно бумажные. Но гораздо меньше, чем ещё лет 10 назад. Вот и приходится танцевать с бубном».
  • Как отвечает: «Да, покупают. Но в электронном формате больше, чем в бумажном — примета времени. Пока хорошо рассказанные истории волнуют читателей, они будут покупать книги». 

5. Озвучите сумму вашего гонорара?

  • Как писатель хотел бы ответить: «И ключ от квартиры, где деньги лежат, без расписки выдам. Сам-то сколько нарубил за прошлый месяц?».
  • Как отвечает: «Издательство NNN, которое выпустило мою последнюю книгу, взяло с меня подписку о неразглашении. Но гонорар вполне достойный». 

6. Хотя бы примерно? Миллион? Больше? Долларов или рублей?

  • Как писатель хотел бы ответить: «Гильотину — в студию! Жалкие копейки за годы бессонных ночей и сумрачных дней».
  • Как отвечает: «Вполне достаточно для того чтобы я чувствовал себя удовлетворённым. Но вы можете обратиться к моему издателю, возможно, он пойдёт вам навстречу и уточнит сумму» (ага, щас!).

7. Ваша книга похожа на… (название любой книги/имя любого автора). Почему?

  • Как писатель хотел бы ответить: «Хотите обвинить меня в плагиате? Или вам нужно, чтобы я поругал/похвалил этих авторов или книги? Определитесь. Но в любом случае я не буду никого критиковать за глаза».
  • Как отвечает: «Нот всего 7, но это не значит, что вся музыка уже создана. Букв тоже всего 33. Но это тоже не значит, что все книги уже написаны. Хотя совпадения неизбежны, особенно в последнее время, когда на нас обрушилось так много новой информации, что мы не успеваем её переварить». 

Джон Фредерик Пето «Старая дверь»

Джон Фредерик Пето «Старая дверь»

8. На какого своего персонажа вы больше всего похожи? 

  • Как писатель хотел бы ответить: «На всех сразу. Это же всё-таки МОЯ книга и МОЙ мир».
  • Как отвечает: «Сложно сказать. Мне кажется, они уже начали жить своей жизнью, отдельно от меня. Поэтому ни на какого». 

9. В вашей книге присутствуют элементы автобиографии? 

  • Как писатель хотел бы ответить: «Проще было сразу озвучить сумму гонорара». 
  • Как отвечает: «Все книги в какой-то степени автобиографичны, но наибольшей популярностью пользуются те книги, авторы которых смогли вовремя отстраниться от личных переживаний и учесть интересы своих читателей и запросы времени. С другой стороны, есть пример Флобера, который принял мышьяк, чтобы полностью прочувствовать всю боль, страх и ужас умирающей Эммы Бовари». 

10. Будет ли продолжение?

  • Как писатель хотел бы ответить: «Книга окончена. Всё, что я хотел сказать — я сказал. Если бы я планировал серию, я бы оставил открытый финал». 
  • Как отвечает: «Если на то будет читательский запрос и издательский заказ». 

11. Будет ли фильм/сериал по вашей книге?

  • Как писатель хотел бы ответить: «Для меня деньги пахнут, поэтому не хотелось бы, но, возможно, придётся».
  • Как отвечает: «Если пригласят меня в качестве сценариста — почему бы и нет?»

Джон Фредерик Пето «Полка»

Джон Фредерик Пето «Полка»

12. Какая у вас основная профессия?

  • Как писатель хотел бы ответить: «Я писатель. Пи-са-тель. Это моя основная профессия. И я им останусь при любых раскладах». 
  • Как отвечает: «Начинал я как разносчик пиццы, потом недолгое время проработал ночным сторожем… (далее идут цитаты из трудовой книжки). Всё это помогло мне стать писателем. Надеюсь, что профессиональным. Но последнее слово — за читателем. Если меня ждёт провал, снова пойду разносить пиццу (смеётся)».

13. Не хотите заняться бизнесом или получить реальную профессию?

  • Как писатель хотел бы ответить: «Зачем? Это и есть моя профессия, и мой бизнес — писать книги, статьи, тексты».
  • Как отвечает: «Иногда возникает такое желание, но я всё равно буду писать. Если не найду другое хобби».

14. Чем вы зарабатываете на жизнь между выходом книг? 

  • Как писатель хотел бы ответить: «Писательским трудом, конечно. А чем же ещё? Кроме книг есть ещё статьи, посты, реклама, сценарии, редактирование, да мало ли где требуются люди, умеющие писать? Если этого не делать, так и зубы на полку положишь».
  • Как отвечает: «Мне платят вполне достойные гонорары, и я не беспокоюсь о завтрашнем дне. Но чтобы оставаться в форме и быть в тренде, просто для собственного удовольствия и в свободное время я пишу статьи, посты, рекламу, сценарии».

Джон Фредерик Пето «Перо и чернильница на старой книге»

Джон Фредерик Пето «Перо и чернильница на старой книге»

15. Не задумывались о преподавании или своих курсах?

  • Как писатель хотел бы ответить: «Да я бы только «за» обеими руками. Лишних денег не бывает. Если бы только времени на всё это хватало и предложения были достойные. Хотя всё это, по большому счёту, артель „Напрасный труд“».
  • Как отвечает: «Да, я читаю публичные лекции, готовлю курс «Как стать писателем за 10 уроков», идут переговоры с вузами о семинарских занятиях для будущих филологов, журналистов и маркетологов». (ой, мамочки мои!).

16. Откуда вы черпаете вдохновение/берёте идеи? 

  • Как писатель хотел бы ответить: «Понятия не имею. И никто не имеет. Идей всегда больше, чем нужно, а вдохновение — это работа». 
  • Как отвечает: «Из жизни, конечно. Однажды я услышал/прочёл такую историю… (далее идёт аннотация последней книги). И вот именно эта идея и стала основой для моего последнего романа». 

17. Как проходит ваш день?

  • Как писатель хотел бы ответить: «Смотри: просыпаешься, наспех завтракаешь, берёшь себя в руки, садишься за стол и не встаёшь до тех пор пока в глазах мушки не замелькают и нижний этаж не задубеет. И так каждый Божий день. Без выходных и перерывов. А ещё нужно время на редактирование, работу с источниками, дневники, презентации, конкурсы, пиарщиков, издателей, конференции, обучающие лекции, литературные чтения… Последний раз виделся с детьми … не помню, когда. С друзьями … тоже не помню». 
  • Как отвечает: «Конечно, день писателя расписан, но я всегда нахожу время на любимые сериалы/книги/живопись/вязание/походы в горы/вечеринки/флирт/романы (нужное подчеркнуть). И, конечно, на семью и друзей. Я умею правильно расставлять приоритеты: главное — это семья и налаженная личная жизнь».

Джон Фредерик Пето «После ночных занятий»

Джон Фредерик Пето «После ночных занятий»

18. Как проходит ваш творческий процесс?

  • Как писатель хотел бы ответить: «Повторяю для одарённых. Просыпаешься, наспех завтракаешь, берёшь себя в руки, садишься за стол и не встаёшь до тех пор пока в глазах мушки не замелькают и нижний этаж не задубеет. И так каждый Божий день. Без выходных и перерывов». 
  • Как отвечает: «Сначала я обдумываю идею, составляю план, делаю наброски по плану. В перерывах я выхожу на прогулку/занимаюсь спортом/ пеку торты/играю на скрипке/глажу кота (нужное подчеркнуть). А потом со свежими силами снова сажусь за стол, но если не работается, откладываю всё на другой день. Слово за словом, фраза за фразой, абзац за абзацем, страница за страницей — вот книга и готова».

19. Вы не похожи на писателя.

  • Как писатель хотел бы ответить: «На бомжа я уже похож с такой работой — что верно, то верно. Надо бы купить домик у моря, ящик сигар и дробовик, чтобы отстреливать таких журналистов, тогда было бы один к одному».
  • Как отвечает: «Странно, мне казалось наоборот, что очень похож (смеётся). Надо ещё поработать над своим имиджем».

Джон Фредерик Пето «Кружка, трубка и книга на подоконнике»

Джон Фредерик Пето «Кружка, трубка и книга на подоконнике»

20. Я тоже собираюсь написать книгу. Что посоветуете?

  • Как писатель хотел бы ответить: «Заткнуться. Садись и пиши. И будь готов к долгой и изматывающей работе. И никто тебе не поможет. Только ты сам. Так что ничего нового я не посоветую». 
  • Как отвечает: «Это прекрасно! Но советовать тут сложно: все мы разные, и каждый сам выбирает свои источники вдохновения, темы, идеи. Начните с плана. Либо, если у вас уже есть план, тема, идея и первые наброски — смело обращайтесь на краудфандинговые площадки».

21. У меня готов черновик/беловик романа. Как мне проще и быстрее его издать?

  • Как писатель хотел бы ответить: «Зачем? Макулатуры хватает с избытком, мир уже задохнулся от этой макулатуры. А если твой роман всё-таки чего-то стоит, в чём я не уверен, судя по твоим вопросам, будь снова готов — какой сюрприз! — к долгой и изматывающей работе. Мне пришлось обить пороги 20 издательств и 10 раз всё переписать, прежде чем я смог выпустить свою первую книгу тиражом 1000 экземпляров. То формат не тот, то хэппи-энд вялый, то героиня не во вкусе издателя».
  • Как отвечает: «Обратитесь сразу в несколько издательств. Или для начала примите участие в конкурсе, их сейчас много. Электронный формат — тоже вариант. И главное верьте в себя — и всё получится!»

Джон Фредерик Пето «Стол писателя: нестандартный ракурс»

Джон Фредерик Пето «Стол писателя: нестандартный ракурс»

22. Ваши творческие планы?

  • Как писатель хотел бы ответить: «О-о-о, ну наконец-то ТОТ САМЫЙ ВОПРОС… Значит, финал уже близок. Не люблю я планы, в том числе и творческие. Планы обязывают, планы сковывают. Как пойдёт, в общем».
  • Как отвечает: «В ближайшее время я… (далее идёт выжимка из пресс-релиза издательства или буклета ближайшей презентации)». 

23. Почему вы так редко даёте интервью?

  • Как писатель хотел бы ответить: «Потому что это отвлекает от работы. А такие тупые вопросы вообще сводят с ума…». 
  • Как отвечает: «Я всегда с удовольствием общаюсь с журналистами и читателями, это вы редко меня приглашаете». 

Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт

LearnOff
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
nastyono4ka
4 лет назад

Like

alnikol
4 лет назад

классные подробности

kino_sssr
4 лет назад

Дивно ))

miss_juliettef
4 лет назад

Как же жизненно… Такие вопросы не только репортеры успешным писателям задают, но и все, кому не лень, — начинающим. Ну, помимо тех, которые про гонорар и тому подобное)

tom_bolton
4 лет назад

Писателям все прощается, помните об этом, люди!)

djonsmitt
4 лет назад

горькая правда))

darwins_flowers
4 лет назад

Напомнило пелевинские уровни публицистического дискурса: формально-фактологический (геополитический) и сущностный.

«Представьте, например, что прибалтийский дипломат говорит вам на посольском приеме:

— Сталин, в широкой исторической перспективе, — это то же самое, что Гитлер, а СССР — то же самое, что фашистская Германия, только с азиатским оттенком. А Россия, как юридический преемник СССР — это фашистская Германия сегодня.

На сущностно-энергетическом уровне эта фраза имеет приблизительно такую проекцию:

«Ванька, встань раком. Я на тебе верхом въеду в Европу, а ты будешь чистить мне ботинки за десять евроцентов в день».

На этом же уровне ответ, разумеется, таков:

«Соси, чмо болотное, тогда я налью тебе нефти — а если будешь хорошо сосать, может быть, куплю у тебя немного шпрот. А за то, что у вас был свой легион СС, еврейцы еще сто лет будут иметь вас в сраку, и так вам и надо».

Но на геополитический уровень сущностный ответ проецируется так:

— Извините, но это довольно примитивная концепция. Советский Союз в годы Второй мировой войны вынес на себе главную тяжесть борьбы с нацизмом, а в настоящее время Россия является важнейшим экономическим партнером объединенной Европы. И любая попытка поставить под вопрос освободительную миссию Красной Армии — это преступное бесстыдство, такое же отвратительное, как отрицание Холокоста.»

livejournal
4 лет назад

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

leokand
4 лет назад

Но и писателей, и писательниц равно раздражают вопросы о политике, экономике и о любых других материях, далёких от литературного творчества. […] К сожалению, в России за все годы её истории выработался стереотип, что писатель не может быть равнодушным к проблемам страны и мира.

Хм. И не только в России. Но сами писатели (и ещё актёры) сами делают всё, чтобы их воспринимали именно как носителей всяких «высших ценностей». И с радостью подписывают (а многие — и составляют) открытые письма за/против чего угодно, про всё у них есть мнение. BLM, так BLM. Трамп, так Трамп. Путин, так Путин. Геноцид в Дарфуре, так геноцид в Дарфуре. Выбросы СО2, так выбросы СО2. Ограничение скорости автомобилей, так ограничение скорости автомобилей. За что боролись.

он должен быть нейтральным

Представляю себе нейтральную книгу, скажем, на тему 2МВ. Угу.

vmel
4 лет назад

Забыли ещё типичный вопрос от журналюг.

«Если бы начать жизнь сначала, вы что-то изменили бы?»
(подразумевается, что писатель должен ответить: нет, с удовольствиенм прожил бы ещё раз всё то же самое)

kisalubimaya
4 лет назад

До чего гадкие вопросы!
Я бы уже бежала за этим интервьюером со злым лицом и с граблями в руке!

avitio
4 лет назад

Это кому-то интересно? Если любишь писателя, то вариант один — «ты только ходи», чтоб ни сказал. Но таких полтора человека обычно из здравствующих. Да и так уж важно, как варит на кухне повар? Результат важен.

nikadamas
4 лет назад

Не уважаю Стивена Кинга — ни одной приличной книги с позитивом. В каком месте он рос?

ps_human
4 лет назад

На мой взгляд у каждого писателя должна быть и нормальная работа. Иначе это не писатель, а просто сибарит и тунеядец.

schernov
4 лет назад

Много вас, а Тесла один.

rimmir
4 лет назад

С.С. Татищев еще в конце 19-го века издал биографический справочник русских писательниц. Всего 150 фамилий. Правда, сегодня забытых за одним исключением.
Впрочем, вряд ли сегодня многие ее вспомнят.

krond
4 лет назад

> России за все годы её истории выработался стереотип, что
> писатель не может быть равнодушным к проблемам страны и мира
Не только писатели, но и прочие «светломордые». И данный стереотип не выработался, а продолжает старательно навязывать сама богемка. =Ъ

ubei_blogera
4 лет назад

Писатель? Работать?
Да настоящий писатель работает постоянно. Нет, как говорил кто-то из великих писателей, «Я работаю писателем только когда я пишу».
Но перед тем как написать что-то, писатель думает, соображает, изучает людей и предметы своего описания. Он думает над этим постоянно, и днём и ночью.
Работа настоящего писателя — это каторжный труд. Под настоящими писателями я имею в виду вовсе не Донцову или Маринину. Их писательство — это ширпотреб, такой же, как однодневный шлягер в музыке.
Можно написать, как Константин Меладзе «Стоша Говнозад Тихого Пальца», которая поиграла и канула в лету. А можно, как Меркюри «Богемскую рапсодию», которая считается одним из лучших сочинений тысячелетия.
А дальше как повезёт. Кому-то, как Сталлоне, могут заплатить за сценарий 400 000 долларов, а кто-то будет рад и тысяче.

alexandershadow
4 лет назад

А интересно, вот если человек пишет книгу ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для себя самого — с целью лишь ПРОЯВИТЬ инетересующую его реальность, дабы разглядеть её во всех её детальных подробностях, он писатель — или, всё же, нет?

20
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x