Уставший, но не сломленный, с почти что юношеским блеском в глазах. Кто это? Конечно, Галилео Галилей (1564 — 1642) на портрете кисти Юстуса Сустерманса (1597 — 1681). А что у него в руках? #92днялета
Тяжёлый период на закате дней, учёный живет в маленьком городке Арчетри неподалёку от Флоренции. Здесь он поселился по приговору инквизиции, которая следила за ним до конца его жизни. Условия мало отличались от тюремных, поначалу ему даже запрещали принимать гостей.
Прошло уже два года, как умерла его любимая старшая дочь Вирджиния. Она жила в монастыре здесь же, в Арчетри. Галилей с дочерью были очень близки, долгое время вели переписку. Вскоре после смерти Вирджинии ученый потерял зрение…
…Очертим штрихами путь Галилея. По ряду причин не окончив Пизанский университет, он уже в 25 лет возглавил там же кафедру математики. Затем на протяжении почти двух десятилетий (1592 — 1610 гг.) преподавал математику в Падуе.
Поворотным пунктом в жизни Галилея стали его астрономические исследования. Его телескоп был относительно небольшим: диаметр объектива — 53 мм, длина трубы — 1245 мм. Труба крепилась на поворотной мачте, в устройстве имелся механизм наведения в вертикальной плоскости. Таков был далекий «предок» всех телескопов.
Результаты наблюдений в усовершенствованный телескоп с 32-кратным увеличением, опубликованные в «Звёздном вестнике» (1610 — 1611), ошеломили научное сообщество. В работе описывались наблюдения спутников Юпитера, колец Сатурна, солнечных пятен, гор на Луне, фаз Венеры, а Млечный Путь, оказывается, разделялся на отдельные звёзды.
В 1610 году по приглашению герцога Тосканы Козимо II Медичи Галилей переехал во Флоренцию, где стал «первым философом и математиком великого герцога Тосканы».
Занимался Галилей и гуманитарными науками, переводил с греческого языка на латынь, изучал классиков древности, оставил наброски пьесы, написал «Сатиру на носящих тогу», сочинял сонеты, был соавтором канцоны А. Сальвадори «О звёздах Медичи» — спутниках Юпитера…
С ним было нелегко. Как каждый богато одарённый человек, он знал себе цену и считал, что обязан явить миру открывшуюся ему истину и заставить других поверить в неё. И как каждый богато одарённый человек он совершенно не умел общаться с дураками (да и просто с менее одарёнными людьми). Галилей никак не мог — видимо, в силу своего полемического темперамента — следовать простой истине: когда имеешь дело с идиотами, надо быть проще. Он их обижал, подкалывал, выводил из себя, не понимая, что дурак — это большая социальная ценность, важнейшее национальное достояние. (Игорь Дмитриев «Упрямый Галилей», 23.04.2015).
…Во вторник 12 апреля 1633 года во дворце инквизиции флорентийцу Галилею был задан вопрос:
«Знает ли он или предполагает, по какой причине ему приказано явиться в Рим?»
Ответ Галилея:
«Я думаю, что причина, по которой мне приказано явиться в Рим к святой инквизиции — дать отчет о моей недавно отпечатанной книге, то же я думаю и относительно предписания, предъявленного книгопродавцу и мне за несколько дней до объявленного мне приказа явиться в Рим, не издавать более названных книг, а также и о приказе инквизитора книгопродавцу представить оригинал моей книги святой инквизиции в Риме».
Инквизиторы показали книгу «Диалог о двух главнейших системах мира» (птоломеевой и коперниковской). Признаёт ли он её своею?
Ответ учёного гласил:
«Я признаю предъявленную мне книгу за одну из напечатанных во Флоренции, и все, содержащееся в ней, я признаю сочинённым мною».
Этого инквизиции было достаточно. Так начался позорнейший судебный процесс над выдающейся книгой и её создателем, который завершился запрещением «еретического» труда и заключением Галилея как «сильно заподозренного в ереси». До конца своих дней величайший ученый — астроном, математик, поэт, филолог и критик — оставался узником инквизиции…
Этот портрет Юстусу Сустермансу заказал Эли Диодати, юрист, который жил то в Париже, то в Женеве и был близким другом Галилея. После смерти Галилея он подарил портрет великому герцогу Тосканы Фердинанду II (1610 — 1670).
Вокруг мрак и темнота — в такие условия поставила жизнь Галилея. Но он продолжал работать, даже тысячи препятствий не смогли бы ему помешать. Опираясь на друзей и верных учеников, Галилео Галилей пишет новые труды.
«…Я не смог бы дать своему беспокойному уму отдыха, даже если бы пожелал того», — признавался он в одном из писем.
Его последний труд «Беседы и математические доказательства…», описывающий основы кинематики и сопротивления материалов, стал настольной книгой Ньютона и Гюйгенса. Опубликовать этот труд в Италии ему не разрешили, поэтому он передал рукопись в Голландию, для предосторожности сделав вид, что публикация произошла без его ведома (1638 год). А Юстус Сустерманс, стремясь как можно полнее запечатлеть для потомков последнего гения Возрождения и первого гения Нового времени, написал за годы работы при дворе герцога Тосканского целую серию портретов Галилея.
На втором широко известном портрете Галилей предстаёт перед нами больным и страдающим, но… Но по-прежнему крепко сжимающим в руке символ настоящего учёного. Что это за символ? Посмотрим поближе.
Ближе рассмотреть то, что держит в руках Галилей, мы сможем на третьем портрете кисти Сустерманса. Теперь мы видим, что на самом деле составляло предмет гордости математика и астронома — аргумент посильнее «И всё-таки она вертится», фразы, приписанной Галилею сначала народной молвой, а затем закреплённой в The Italian Library журналистом Джузеппе Баретти уже в 1757 году.
И это — телескоп.
Галилей не сумел скрыть от инквизиции свои истинные взгляды и намерения. За него это сделал герцог Тосканский Фердинанд II. Он активно защищал учёного во время судебного процесса и заказал ещё один потрет для своей личной коллекции, доступ к которой инквизиции был запрещён.
И всё-таки вращается она:
И города, и веси, и народы,
И пики гор, и вспененные воды —
Но не прольётся капля ни одна.
Такая доля Богом суждена:
Беспыльными путями небосвода
Шаров гигантских мчатся хороводы —
И ей кружить без отдыха и сна.
Земля, твой трепет чувствую стопой
И вижу: во вселенской панораме
Ты проплываешь хрупкой скорлупой,
Несомая небесными реками,
Где, чтобы нас вести во тьме слепой,
Господь развесил звёзды маяками.
(Юджин Ли-Гамильтон «Галилей — Земле» (1638), из цикла «Воображаемые сонеты»).
Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт
Нормально
Подзорную трубу держит )