Что скажет Еврипид?

Еврипид (480/486 — 406 до н.э.)

Еврипид (480/486 — 406 до н.э.)

По самой распространенной версии, Еврипид, один из величайших драматургов античности, родился именно 23 сентября 480 года до нашей эры, в день победы греков над персами в Саламинском сражении. Ровно 2 500 лет назад. 

Легенда это или нет — неважно. Важно, что человек и человечество за два с половиной тысячелетия нисколько не изменились. Подборка цитат из произведений великого античного трагика — еще одно тому свидетельство. 

«Медея»

О Зевс, о бог, коль ты для злата мог
Поддельного открыть приметы людям,
Так отчего ж не выжег ты клейма
На подлеце, чтобы в глаза бросалось?..

Женщина, прядущая шерсть, с зеркалом, изображение на лекитосе (фляге для масла), ок. 480–470 гг. до н. э. (Музей изящных искусств, Бостон)

Женщина, прядущая шерсть, с зеркалом, изображение на лекитосе (фляге для масла), ок. 480–470 гг. до н. э. (Музей изящных искусств, Бостон)

Ведь если ты невежд чему-нибудь,
Хоть мудрому, но новому, обучишь,
Готовься между них не мудрецом
Прослыть, а тунеядцем.

Сцена на кратере (сосуде для смешивания вина и воды): Дочь престарелого Пелия ведет его к котлу, в котором Медея варит барана, возвращая ему молодость. Мстительница Медея стоит справа от котла; ок. 470 г. до н. э. (Музей изящных искусств, Бостон)

Сцена на кратере (сосуде для смешивания вина и воды): Дочь престарелого Пелия ведет его к котлу, в котором Медея варит барана, возвращая ему молодость. Мстительница Медея стоит справа от котла; ок. 470 г. до н. э. (Музей изящных искусств, Бостон)

Всегда я думал: жизнь людская — тень;
И говорю я смело: кто в науке
И в красноречье первыми слывут,
Те, может быть, безумьем наибольшим
Ослеплены: нет счастья на земле;
Приятной жизнь богатство может сделать,
Счастливою не сделает ничто! 

«Ипполит»

Жизнь человека — лишь мука сплошная,
Где цепи мы носим трудов и болезней.

Кифаред на аверсе амфоры — шедевр древнегреческой вазописи, приписываемый берлинскому вазописцу; ок. 490 г. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Кифаред на аверсе амфоры — шедевр древнегреческой вазописи, приписываемый берлинскому вазописцу; ок. 490 г. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Два голоса пускай бы человек
Имел — один, особенный, для правды,
Другой — какой угодно. Ведь тогда
Разоблачить всегда бы ложь могли мы,
Игралищем людей не становясь.

Сцена на аверсе ноланской амфоры: юноша с копьем, преследующий женщину (предположительно Тесей); ок. 440 — 430 гг. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Сцена на аверсе ноланской амфоры: юноша с копьем, преследующий женщину (предположительно Тесей); ок. 440 — 430 гг. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Неправая из дела вышла чистой,
А чистого и правда не спасла. 

«Ифигения в Авлиде»

А я скажу и без гаданий: если
Ты женишься, то выбирай жену
И верную и добрую, чтоб дома
Сидела… — или вовсе не женись.

Сцена с изображением свадебного шествия с лутрофора (сосуда для омовений), 450–425 г. до н.э. (Музей изящных искусств, Бостон)

Сцена с изображением свадебного шествия с лутрофора (сосуда для омовений), 450–425 г. до н.э. (Музей изящных искусств, Бостон)

Правды же свет
Нам сияет, как солнце.
Только и правде в сердцах у нас
Не просиять без учения. 

Сцена на аверсе амфоры: Аполлон и Артемида у алтаря; ок. 490 г. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Сцена на аверсе амфоры: Аполлон и Артемида у алтаря; ок. 490 г. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Стоящий наверху стыдится слез:
Они его бесчестят… Гордость правит
Царями, а посмотришь — так они
Рабы своей же черни. 

Сцена на аверсе ноланской амфоры: Аякс захватывает Кассандру во время разграбления Трои; ок. 450 г. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Сцена на аверсе ноланской амфоры: Аякс захватывает Кассандру во время разграбления Трои; ок. 450 г. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Нам честного лишь время обнаружит, —
Довольно дня, чтоб подлого узнать. 

«Ифигения в Тавриде»

Какая это истина, подруги,
Теперь я поняла, что, кто несчастен,
К счастливому всегда жесток, ему
За прошлые свои он слезы платит…

Сцена с изображением свадебного шествия с лебес-гамикоса (дарственного сосуда), конец V — начало IV в. до н.э. (Музей изящных искусств, Бостон)

Сцена с изображением свадебного шествия с лебес-гамикоса (дарственного сосуда), конец V — начало IV в. до н.э. (Музей изящных искусств, Бостон)

Что ж я скажу еще: вот разве только
Что бедствия царей кругами в мире
Расходятся широко, и кого,
Кого они при этом не заденут!

«Просительницы»

Власть одного есть худшее из зол
Для города. Бессильны и законы
В такой стране, где царствует тиран
И где закон есть воля. 

«Вакханки»

Если мудрый человек выбирает для своей речи достойный предмет, то
красота ее не должна возбуждать неудовольствие. У тебя же язык вращается легко, точно у благоразумного, но в речах твоих разума нет; а такой человек — смелый и красноречивый, но лишенный ума, — бывает вредным гражданином.

Сцена с аверса амфоры: женщина, совершающая возлияние Афине; ок. 460 — 450 гг. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Сцена с аверса амфоры: женщина, совершающая возлияние Афине; ок. 460 — 450 гг. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Унаследованные от отцов заповеди, столь же древние, как и само время — никакой ум не в состоянии их низвергнуть, никакая мудрость, будь она даже найдена в сокровеннейшей глуби человеческой души.

Сенца с аверса амфоры: Дионис и менады у алтаря; ок. 460 — 450 гг. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Сенца с аверса амфоры: Дионис и менады у алтаря; ок. 460 — 450 гг. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ты не знаешь, чего хочешь; не знаешь, что делаешь; не знаешь, что такое
ты сам.

«Гекуба»

Свободы нет меж смертными: один
Богатства раб, а тот — судьбы, иному
Кладёт предел толпа его сограждан,
Тем письмена законов не велят
Так поступать, как хочет их природа. 

Сцена с аверса амфоры: битва эллина с персидским лучником; ок. 480 — 470 гг. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Сцена с аверса амфоры: битва эллина с персидским лучником; ок. 480 — 470 гг. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Был истинно достоин Ахиллес,
И умер он прекрасно за Элладу.
Так не позорно ль было бы ему
При жизни льстить, как другу, а едва лишь
Глаза закрыть успел — из счета вон.
Ведь этак-то, случись опять созыв
Военных сил, гляди в глаза сраженье,
Пожалуй и задумается кто,
Увидевши, какой почет убитым, —
Уж выступать ли, полно, поберечь
Не лучше ль жизнь?

«Электра»

Узнай поди, какая кровь течет
У человека в жилах, разберись
В сердцах людей, средь этой ткани пестрой:
В семье вельмож растет негодный сын,
И добрые у злых выходят дети.
Богач в душе пустыню обнажит,
А светлый ум под рубищем таится.
Чего-чего не наглядишься. Где ж
И в чем искать мерила? Если в деньгах —
Обманешься… И в бедности — загон:
Нужда — плохой учитель. Средь военных?
Но кто ж оценит доблесть их в бою?
Свидетели там разве есть? Не проще ль
Игру судьбы признать и покориться…

Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Instagram, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт

LearnOff
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
forlaiten
4 лет назад

Смелый ЖЖ в современное время, легко преодолевающий тысячелетия в поисках единого и общего. Эмоциональное содержание человека не меняется, но можно приобрести, задарма, для полноты …

— это же твоё, национальное … Ум имеет содержание эмоциональное: позитивное, негативное и пустое и содержание когнитивное, у кого-то полное, у кого-то ограниченное, а кто-то одним эмоциональным обходится. Игра судьбы … без единого и общего … Сократа …

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x