Скандал вокруг имени Эдуарда Успенского (1937 — 2018) вновь вызвал к жизни полемику на тему извечного пушкинского «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Или всё дело в другом?
Тиран и сумасброд?
25 мая «та самая Татьяна», дочь писателя от первого брака, опубликовала на сайте издания «Собеседник» открытое письмо, в котором резко высказалась против присвоения имени её отца литературной премии, учреждённой Российской государственной детской библиотекой. Приведём его текст полностью:
«Директору Государственной Детской Библиотеки
Веденяпиной Марии Александровне
От Успенской Т.Э.
Открытое письмо
Уважаемая Мария Александровна!
Мне стало известно, что Российская Государственная Детская Библиотека проводит конкурс на логотип премии имени моего отца – писателя Эдуарда Успенского. С большим сожалением и горечью хочу выразить свое несогласие с присвоением премии его имени.
Думаю, что человек, чьим именем называют государственную премию, должен быть прежде всего добрым и нравственным… Мой отец был человеком очень жестоким, совершавшим в течение всей жизни домашнее насилие, это была его система отношений в семье…
Это было физическое, психологическое, эмоциональное насилие, повторяющееся постоянно по отношению ко мне – его дочери, моей матери – его жене, его внукам, детям другой жены (известной телеведущей Элеоноры Филиной) и т. д…
К несчастью, грубость и хамство, контроль и принуждение постепенно стали нормой его жизни… Также нормой стали показная идиллия, когда при приезде телевизионных групп приглашались внуки и должны были изображать счастливую семью великого писателя.
Зная о своих проблемах, в том числе с алкоголем, мой отец не обращался к официальным психологам, а являлся сторонником секты В.Д. Столбуна, проходил у него «лечение», поддерживал секту материально, рекламировал ее на ТВ, в газетах, что тоже не может являться большой заслугой. Мой отец знал об избиениях детей, практикуемых сектой, но это никогда его не останавливало. Он восхищался Столбуном, его методами, приводил туда своих знакомых и друзей.
Будучи несомненно талантливым человеком, способным увлечь людей творческими идеями (передача «Гавань», создание мультфильмов совместно с творческими коллективами студий), он не сумел преодолеть свои человеческие пороки, доброжелательно и спокойно общаться с людьми.
Хотелось бы, чтобы мое мнение было услышано…
Считаю, что имя человека, практиковавшего много лет насилие в своей семье, в том числе в отношении детей, не должно быть присвоено премии в такой гуманистической области, как детская литература…
С уважением, Успенская Татьяна Эдуардовна».
Тут и сказочке конец? Занавес. Расходимся? На самом деле в этой истории много интересных моментов, на которые трудно не обратить внимания. Все прекрасно помнят, кто может крыться в этих, казалось бы, малозначащих деталях…
1. Горячо поддержал Татьяну Успенскую друг семьи Валентин Постников, который намерен собрать подписи своих коллег против акции библиотеки. В частности, в интервью «Собеседнику» он заявил:
Неужели нельзя назвать премию в честь Николая Носова, всемирно известного классика, тонкого человека, создателя «Незнайки»? Или, например, можно учредить премию имени Виктора Драгунского, или назвать в честь моего отца Юрия Дружкова, который очень любил детей. У него целая книжка для взрослых, посвящённая детям, написанная с любовью. Я очень скучаю по своему отцу, у меня было замечательное детство, чего не скажешь о Тане. Более того: в жюри этого нового конкурса – Елена Борисовна Успенская, которая никакого отношения к литературному творчеству не имеет. Ну если не учитывать, что она теперь получает авторские отчисления от использования произведений Таниного отца. Над Таней она тоже с лихвой издевалась…
Напомним, кто такой Юрий Дружков. Это автор приключений Карандаша и Самоделкина, которые приобрели особую популярность на страницах «Весёлых картинок» в 1960 — 1980-х годах. Странно, что его сын, тоже небезызвестный детский писатель, об этом не вспомнил. Может, потому, что сумел полноценно развить историю Самоделкина и Карандаша, используя преимущество наследника «бренда»? Развить на целых 20 книг. Правда, они не снискали и доли популярности «оригиналов» у младшего поколения. Но это судьба большинства сиквелов в принципе, особенно перенесённых в новые предлагаемые обстоятельства.
Тема авторских отчислений тоже не чужда Постникову. Через полгода после смерти Успенского, перед оглашением завещания писателя, он заявил в программе «Прямой эфир», что является внебрачным сыном Успенского:
Он очень странно ко мне относился. Он очень часто бывал у нас дома. Он как ураган вбегал в нашу квартиру, подхватывал меня на руки, постоянно дарил мне книжки. Он с теплотой ко мне относился. Когда папа умер, он увез меня к себе на дачу на месяц. («Газета.ру»)
Это вызывало неудовольствие Татьяны Успенской, заявившей тогда, что с Постниковым она едва знакома, а его притязания — это фантазия или возможная обида на то, что тот не помог ему, когда умер Дружков.
В августе 2019 года Постников утверждал, что идеи истории о Простоквашино принадлежит Юрию Дружкову:
Папа разрабатывал свои идеи, думал над ними, судя по его рукописям. И сюжетные ходы моего папы перекочевали в книжку Успенского. Уж не знаю как — Успенский украл идею у отца или, возможно, папа ему разрешил. Но на «Простоквашино» Эдуард Николаевич впоследствии заработал миллионы долларов. Если бы Успенский был жив, я бы сказал ему об этом. Просто у меня не было доказательств. А теперь есть рукописи отца. (Kp.ru)
С участием фигуры Постникова всё это становится похожим на раскрутку очередного скандала… но не вокруг имени Успенского, а вокруг интересов обиженных наследников или людей, мнящих себя таковыми. Где уж тут вспоминать о гении и злодействе…
2. Татьяну, между тем, поддержала и Элеонора Филина, третья жена писателя, с которой он развёлся в 2011 году, вернувшись ко второй жене, Елене Борисовне Успенской (той, что, по словам Постникова, никакого отношения к литературному творчеству не имеет):
Я поддерживаю точку зрения Татьяны, она имеет право на то, чтобы сказать. Я тоже сталкивалась с домашней тиранией, поэтому знаю, каков этот человек. («Газета.ру»).
При этом Филина воздержалась от ответа на вопрос, следует ли отказываться от имени Успенского в названии премии:
Я не смогу однозначно ответить, потому что это дело тех, кто это всё затевает. Пусть делают, как считают нужным. («Газета.ру»).
3. Непонятна позиция Татьяны Успенской по вопросу секты Столбуна. Люди, столкнувшиеся с алкогольной зависимостью, или же созависимые родственники обычно ищут любую возможность справиться с недугом. Как при помощи официальной, так и неофициальной медицины. И если наконец-то найден способ избавления от зависимости и наступает долгожданное облегчение, об этом либо молчат, либо высказываются строго в положительном ключе, но никак не с жёстким неодобрением.
Как пишет «360TV», после общения с «гуру», алкоголизм на некоторое время отпускал известного сценариста, но через какое-то время всё начиналось по новой. Всегда энергичный и подвижный после сеансов Успенский становился еще более маниакальным, нервозным и подозрительным. В секту он отдал и свою дочь Татьяну.
Момент осознания наступил, когда сын Виктора Столбуна, пристроенный помощником Успенского, очаровал его жену и выпросил у нее 10 миллионов рублей. Тогда писатель разошёлся с женой,женился на Филиной и прекратил все контакты с сектой. Лишь после смерти писателя его родные сообщили о проблеме с сектой.
Отдельно оставляем ссылку на статью в Новой газете (от 18 ноября 2001 года!) в которой Эдуард Успенский высказывает своё мнение по поводу Столбуна и методов его исцеления: https://novayagazeta.ru/articles/2001/10/18/10607-nobelevskaya-premiya-ego-naydet
В его защиту
В поддержку имени и личности Эдуарда Успенского высказались:
1. Алла Боссарт (писатель, сценарист, журналист, личность в творческих кругах известная, но неоднозначная. Как и сам Успенский) отозвалась о личности писателя осторожно, предостерегая от подобных «мутных историей» и копания «в грязном белье»:
Я хорошо знала Эдуарда Успенского, а ситуацию с авторством Чебурашки изучила в свое время досконально, но это так давно было. Кому теперь интересна эта история? Действительно, Успенский был еще тот сквалыга, что совершенно не имеет никакого отношения к его заслугам перед детской литературой. Да, тяжелый человек и плохой товарищ. И что? А Лермонтов был не чудовище? <…> Можно вспомнить помощь Успенского детскому приюту, и то, что в своём поместье он оборудовал под детский городок для всех желающих. Он был очень неоднозначным человеком. Я ничего не знаю о его домашнем насилии — знала Эдика в работе. Если его дочь об этом говорит, наверное, оно было. Но в этом надо тщательно разбираться, выслушивать разные стороны. Если он действительно был таким монстром, как описывает дочь, то почему Элеонора Филина — молодая, интересная, не бедная женщина — так билась за брак с ним? Почему взрослые дети не изолировали от него внуков? Зачем поддерживали иллюзию идиллии? Мутная история! Трудно составить объективную картину, выслушав одну сторону. При жизни-то Эдика трудно было разобраться, что к чему, а теперь и подавно. Думаю, что премия его имени — не повод рыться в грязном белье. («Московский комсомолец»).
2. Юрий Энтин (российский поэт, драматург, поэт-песенник, сценарист, да и просто автор текстов «Крылатых качелей» и «Прекрасного далёка»):
Я знал Эдика много лет. Это был удивительный человек. Да он всю жизнь помогал детям. Помню, как перевел финского автора и его пригласили в Финляндию. Это было в конце 70-х. Он поехал, получил гонорар, и на эти деньги купил шикарную аппаратуру. Вернулся и сказал мне: «Знаешь, я хочу ее подарить детскому дому». И подарил. Он такой был человек. («Московский комсомолец»).
Никакой тирании не было, просто у него была семья, в которой согласья душ не было. А у неё (Татьяны — прим.) один счёт — он её не вставил в завещание. Думаю так. Его первую жену, мать Татьяны, звали Риммой, я знал ее и дочку помню, только маленькой. Он разошёлся с семьёй давно, и никто не выступал почему-то раньше, а когда стали делить наследство, тут все вспомнили и припомнили ему. Ничего он не тиранил. Она, первая жена, тиранила его при мне. Он собирал самовары, старые пишущие машинки, а она была недовольна. Не работала, занималась домашним хозяйством. Ну у них просто не сложилось. («Московский комсомолец»).
Он был вспыльчив, вспыхивал как спичка, но я считаю, что это был самый справедливый борец за правду. Просто как у всякого великого человека (а в литературе для детей и, главное, семьи он великий) у него были свои представления о справедливости. Да, он судился с «Союзмультфильмом», я даже присутствовал на одном таком суде. Но он во многом был прав. Для меня он был самым справедливом человеком, а это на студии принимали за жадность. («Московский комсомолец»).
Борис Грачевский (художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш»):
Татьяна Успенская, как мне кажется, отвечает за свои семейные отношения, которые я ни в коей степени не хочу трогать, это не мой вопрос. Я знаю писателя Успенского, который сделал огромную пользу стране в воспитании и созидании детей, поэтому он полноправно имеет право, чтобы премия называлась его именем. Это великий российский, русский детский писатель!Вы просто не понимаете, что вытворяли Толстой, Некрасов. Зачем это всё? Остаются же книги, остается то, что нет в нашей стране ребенка, который не знает, кто такой Чебурашка. («Москва24»).
Григорий Гладков (композитор):
Насчёт семьи я не знаю, но то, что он помогал другим, это абсолютная правда. Я бы не состоялся, если бы не было Успенского. Это было частью его жизни, он любил открывать таланты, помогал, всегда был окружен молодыми поэтами, писателями. Бескорыстно боролся за них, многие издали благодаря ему свои первые книги. («Взгляд»)
По его словам, Успенский повлиял на очень многих российских и советских детских авторов, среди которых Григорий Остер и Андрей Усачёв.
Библиотечный ответ
Из Российской государственной детской библиотеки уже направили ответ Татьяне Успенской:
Литературная премия «Большая сказка» задумана с целью поощрения авторов, создающих художественные и научно-популярные произведения высокого качества, воспитывающие любовь к литературе и способствующие приобщению детей к чтению. Премии присвоено имя Эдуарда Николаевича Успенского как выдающегося детского писателя, создателя известных и всемирно любимых персонажей, виртуозного сказочника и мастера художественного рассказа. («РИА»).
Директор РГДБ Мария Веденяпина также отметила, что при организации премии и другой своей культурно-просветительской деятельности библиотека руководствуется исключительно творческими заслугами писателей и художников-иллюстраторов детской книги, не принимая во внимание их личные качества.
Как вы считаете, с чем всё-таки связан новый виток скандала вокруг имени Эдуарда Успенского? Это репутационный вопрос и «гений и злодейство — две вещи несовместные»? Или виной снова «деньги, деньги, деньги» и желание напомнить о себе?
Молодец!
Уж кости сгнили,а их все перемывают…
Однозначно злодей для всех Ларис
А почему Татьяна носит фамилию, неприятного ей человека. Она взрослая женщина, наверное, замужем или была замужем. Имеет детей. Интересно, какую фамилию носят её дети — своего отца или фамилию деспота- деда?
В честь Носова премию назвать никак нельзя. Он же про Незнайку на Луне написал. А это открытая антипутинская пропаганда.
«» А у неё (Татьяны — прим.) один счёт — он её не вставил в завещание. Думаю так. Его первую жену, мать Татьяны, звали Риммой, я знал ее и дочку помню, только маленькой. Он разошёлся с семьёй давно, и никто не выступал почему-то раньше, а когда стали делить наследство, тут все вспомнили и припомнили ему. «»
По существу
Грачевский — хам и гопник. Сталкивался. Был в ужасе.
Поделил бы наследство по справедливости, и не было бы сегодня таких вот экзерциссов.
Жалко . Мы ведь на его сказках выросли
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Все знаменитости — сволочи.
С такой установкой можно как-то проще относиться к жизни. 🙂
Но если бы у меня спросили, именем какого детского писателя назвать премию, я бы назвал Юрия Коваля.
A propos, о том, что Эдуард Успенский — домашний тиран, ещё при его жизни снимались телепередачи. А о семье Коваля очень мало что известно.
Тьфу.
Павлик Морозов в юбке.
Да как оказалось — как раз справедливо поделил. Знал видно, что дочка — поганка.))
Про возню вокруг Успенского —
я всю жизнь прожила внутри сообщества художников, композиторов, писателей, в том числе и Успенского знала и уж поверьте, есть, что вспомнить, я человек дотошный и свкрх любопытный, но мне и в голову не придет обсуждать личную жизнь уже ушедших людей, да и пусть дочь откажется в таком случае от денег за книги своего отца….
Цель любого художника– фиксировать все в наблюдаемом им мире своей колокольней… Ключ к этому — умение видеть то, чего другие не видят даже широко раскрыв глаза. Это умение — врожденное свойство личности. У большинства людей оно включается лишь в стрессовых или критических ситуациях. То, что некоторые люди через всю жизнь проносят умение не только смотреть,но и видеть, свидетельствует, что вся их жизнь — стрессовое и критическое переживание. С точки зрения психиатрии, это, несомненно, нарушение психического здоровья.
При относительно слабых клинических проявлениях оно не фатально.
Так называемый творческий человек,будучи в состоянии постоянного стресса, ведет себя асоциально. В этом отношении он похож на некую мидию, которая пропускает через себя загрязненную воду. Вода становится чище, зато сам моллюск грязнее. Творческий человек,пропуская сквозь себя кривизну и неправильность окружающего мира, сам становится кривым. При этом он показывает окружающим иллюзию правильного мира. В этом — источник уважительного отношения к творчеству со стороны общества и причина многих жестоких разочарований, когда мы распространяем это уважение на художника как на личность. Каждый из нас живет в окружении загадочных существ: других людей. Но когда ты пытливо вглядываешься в лицо очередного незнакомца, пытаясь понять, что за человек стоит перед тобой, ты видишь не его, а всего лишь свое собственное отражение… часто искаженное до неузнаваемости…
Все, кто поднимет руку на ближних своих- психически ненормальны. Он не гений, есть более достойные кандидатуры в нашей литературе.
Это не антипутинская, а антикапиталистическая пропаганда. А Незнайка в Солнечном городе — прокоммунистическая.
А Успенский — апологет мелкой буржуазии со своим Матроскиным.
В этом всё дело. Для премии нужны деньги, которых под Носова не дадут.
какое отношение имеют личные счеты дочери к отцу к кaкой-то премии?
Дык давайте запретим и Лермонтова, и Шолохова, и Пушкина- они весьма неприятными, грубыми и неуживчивыми людьми были при жизни.
очередная мерзкая примета Времени-ковыряние в грязном белье ушедших.
у меня был рассеянный склероз, я не могла ходить, меня муж к Столбуну на руках принес, сейчас я хожу на каблуках, танцую
Ага.
И никакие столбуны не помогут алкашу, если он сам не захочет бросить пить. Личный опыт.
Так что со Столбуном всё понятно. Очередной аферист. Тем более 10 лимонов сынок отжал.
Абсолютно присоединяюсь. Это премия за литературные, а не педагогические достижения. Как говориться, Петра Ильича Чайковского мы любим совсем не за это. От личных качеств и привычек Успенского, Чебурашка и Дядя Федор не становятся менее привлекательными персонажами.
Хотя лично по мне — самым гениальным детским писателем был и остается Носов.
Даже если он был семейным деспотом зачем его говном после смерти обливать.
Не вижу никаких весомых причин кроме обиды на завещание
Вот думаю дрянь эта Татьяна меркантильная по самое не могу
Если есть премия Успенского, но нет премии Носова — действительно непорядок. Носов — великий гений, пока недооцененный, несмотря на всю его популярность.
За дочь Татьяну стыдно. Она так «настрадалась » от «тирана»-отца, что дала своему сыну его имя и фамилию. .Внук Эдуарда Успенского — Эдуард Успенский.
У нас многие артисты имели скверные характеры, пили, были судимы, отбывали наказания в тюрьмах и всё равно их все любили , любят и помнят сих пор. Я не очень верю дочери писателя, писавшего добрые забавные истории для детей. Но даже если было так, как говорит дочь (не-ве-рю!!!) , то почему мы одних оправдываем и прощаем, а человека, подарившего детям и взрослым море улыбок, цитат, чудесные персонажи, даже после смерти осуждаем. Зная, что не возразит. не объяснит, не оправдается….
За кота Матроскина я Успенскому всё прощу!!!
Матроскин как знамя мелкой буржуазии. Вы из какого веку будете?
Библиотека ответила совершенно правильно этой идиотке.