Фильм «Хрусталь» (2018). Путешествие из преисподней в преисподнюю и обратно

На первый взгляд фильм «Хрусталь» (2018, режиссер Дарья Жук) насквозь состоит из штампов, на второй становится понятно: это не штампы, это четкое следование схемам Проппа, Бахтина и Мелетинского. 

Живое переплетается с неживым, тот свет с этим, причем в каждой локации, показанной или упомянутой в фильме. 

Источник: ruskino.ru

Источник: ruskino.ru

«Мертвый» хаотичный, оглохший от всего чужеродного Минск 1990-х, мертвая «глухая» белорусская провинция 1990-х, Америка как страна мечты, куда можно попасть только через обман (то есть тоже путем смерти — духовной), даже место службы ложного героя, где его метят позорной татушкой, «переодевают» в женщину, и от которой он тоже обманным путем избавляется. И еще наше время, время зрителя, которое (пока) остается за кадром, но дает надежду финальным рефреном «Свобода!», сопровождающим побег/возвращение с того света героя/заколдованного принца в сопровождении спасителя/помощника/ожившей принцессы/избранницы/жертвы. 

Источник: ruskino.ru

Источник: ruskino.ru

Герой сбежал и умыкнул награду — его живая, звучащая, душа-хрустальный лебедь лежит в авоське, а во глубине сибирских руд в недрах хрустальной горы-завода продолжают трудиться оглохшие/«омертвевшие» от многолетней работы женщины, выдающие на-гора тонны никому не нужных «мертвых душ». Разве только с клеймом Made in France, и то по байкам торговцев, безуспешно пытающихся сбыть с рук пыльный хрусталь, который выдают вместо зарплаты. 

Источник: ruskino.ru

Источник: ruskino.ru

Этот фильм можно разбирать бесконечно. Такого богатого «урожая» мифологических и сказочных элементов, образов и мотивов не припомнится со времен «Груза 200» Балабанова и «Волчка» Сигарева. 

Источник: ruskino.ru

Источник: ruskino.ru

Здесь есть все: веселые живые и заунывные жалобные песни, Кащеи и Бабы-Яги, животное-оберег, птичьи языки, «мертвая» молчаливая невеста, и свадьба-карнавал, избранник и жертва, задания, одно сложнее другого, осмеяние, ложный герой и ложный брак (акт насилия-жертвоприношения-оживления), после которого… верно, идет «вызванный» проливной дождь. Дождь, который смывает напрочь из сюжета свадьбу, живых «мертвецов», мертвое в прямом и переносном смысле время и все их атрибуты. И превращает хаос в космос, серую осеннюю хмарь — в солнечное утро, а чужие хаус-ритмы — в родную гармонию рефрена «Свобода!» Всех ждет новая жатва — и уже только от героев настоящего (=нас) зависит, будет ли она кровавой или мирной. 

Источник: соцсети

Источник: соцсети

Перечислять и сопоставлять можно долго, но лучше один раз увидеть. Если еще не видели. А можно посмотреть этот фильм просто как ностальгичный фильм о надежде. Которая не умирает никогда. 


Пост написан для задания №12 блогерского марафона : https://91autumndays.livejournal.com/4377.html

И еще это, конечно, #блогерскаяосень 

Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт

LearnOff
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x