«Быть или не быть?» — что это за фигура речи? Рассказываем. #92днялета
Это апория.
В философии
В философии апория (др.-греч. ảπορία — «затруднение, безвыходное положение», от ả — отрицательная частица и πόρος — «выход») — понятие древнегреческой философии для обозначения трудно- или неразрешимой проблемы, высказывание либо рассуждение, приводящее к двум противоположным, но равнозначным выводам.
Отчётливый философский смысл апория приобретает у Платона как постановка трудноразрешимой проблемы, а также у Аристотеля как «равенство противоположных друг другу доводов». Согласно последнему, каждое исследование должно начинаться со своей апории.
В логике апория — форма парадокса, свидетельствует о несовершенстве обычных методов образования понятий и методов рассуждения в естественном языке. Речь идет об утверждениях, которые можно обосновать логически, но которые невозможно подтвердить на практике. Наиболее известны апории Зенона Элейского (V в. до н. э.), в частности, «Ахиллес и черепаха»:
Если Ахиллес находится за тысячу шагов от черепахи, и бежит раз в десять быстрее её, то пока он преодолеет это расстояние, она уползет еще на сто шагов вперед. После того, как Ахиллес пробежит эти сто шагов, черепаха продвинется вперед ещё на десять, и т. д.
Аргументы Зенона направлены не против реальности чувственно воспринимаемого движения, а против возможности мыслить движение, не впадая при этом в противоречия.
В филологии
В филологии апория — вопрос к читателям, задача которого — показать проблему и/или подвести к определённому ответу.
Однако понятие «апория» более характерно для зарубежного литературоведения и лингвистики. В отечественной практике оно обычно заменяется термином «дубитация».
Дубитация (от лат. dubitacio — сомнение, колебание) — вопрос, высказанный вслух в виде выражения сомнения в чем-либо. Она помогает обозначить проблему и подвигнуть аудиторию на поиски решения.
И классический пример апории (дубитации) в художественном тексте — как раз гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» Принц Датский задаёт вопрос себе и аудитории, а затем вслух обдумывает ответы.
В отличие от риторического вопроса дубитация не представляет собой утверждения в форме вопроса и не предполагает развертывания речи в вопросно-ответной форме, так как говорящий не знает заранее ответа на собственный вопрос заранее или, во всяком случае, имитирует такое незнание.
Но чаще всего дубитация как приём используется не в художественных, а в научных и публицистических текстах, в которых задаётся ряд вопросов к воображаемому собеседнику, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения.
Это своеобразный композиционный прием, который выполняет роль зачина. Благодаря своим интонационным особенностям дубитация формирует очень динамичное вступление. Это и своего рода план дальнейшего изложения, и способ установить контакт с читателем. Например:
Чем, собственно, обусловлена вера в бессмертие? Что является её причиной? (Садовников В. Н. Гуманитарное знание, что это? К чему оно?).
или
«Жизнь дедов и отцов. Как пронести ее сквозь себя целиком, без изъятия сложностей и противоречий?» (Литературная газета, 13.02.2020).
Вы и сами сможете привести немало примеров дубитации, в последнее время такими вопросами задаётся, к сожалению, весь мир…
Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт
Нормально
Разум первичен,
но сокрыт от биологических существ,
а мысль вторична,
но открыта всем.
Следовательно, генерируя идею
кастрации и стерилизации мутантов
Их Светлость провоцируют разумный ответ. =))