Художник-любитель Василий Андреевич Жуковский

К Международному дню художника

Кто не слышал о Василии Андреевиче Жуковском, русском поэте, авторе «Светланы» и «Ундины», друге и наперснике Пушкина? Все слышали. 

Гораздо менее известен Жуковский как учитель и наставник императрицы Александры Федоровны, а затем и ее сына цесаревича Александра Николаевича. Но еще меньше сведений о Жуковском-художнике. 

В то же время сохранились его многочисленные рисунки, а в музее В. А. Тропинина в Москве можно увидеть картину В. А. Жуковского «Пейзаж с замком». Впервые выставка рисунков и полотен Жуковского была организована во время празднования 100-летия со дня рождения поэта, в 1883 году. 

В. А. Жуковский «Пейзаж с замком»

В. А. Жуковский «Пейзаж с замком»

По рисункам Жуковского можно понять, что вдохновляло поэта, чем он жил. Пейзажи окрестностей села Мишенское — серия зарисовок родных мест — занимают в списке произведений поэта-художника особое место. 

Беседка у ключа в Мишенском. Офорт В. А. Жуковского

Беседка у ключа в Мишенском. Офорт В. А. Жуковского

Родился Жуковский в селе Мишенское Тульской губернии при нестандартных обстоятельствах. Андрей Жуковский — имя приемного отца, настоящим же был помещик Афанасий Бунин. 

Мишенское. Вид с луга на гору. Рисунок В.А.Жуковского

Мишенское. Вид с луга на гору. Рисунок В.А.Жуковского

Матерью поэта была турчанка Сальха, которая попала в наложницы после русско-турецкой войны. Так и воспитывался Василий в помещичьей усадьбе двумя отцами и двумя матерями. 

Учился Жуковский в Благородном пансионе при Московском университете (1797— 1801). Именно в это время начал писать стихи и заниматься рисованием и живописью. 

Любовь к рисованию вызвала интерес и к граверному делу, к освоению которого он подошел вполне профессионально.

Вид от усадьбы А.П.Киреевской (Елагиной) на село Долбино. Рисунок В. А. Жуковского

Вид от усадьбы А.П.Киреевской (Елагиной) на село Долбино. Рисунок В. А. Жуковского

Но пробуждение настоящего интереса к рисованию сам Жуковский связывал с первой поездкой за границу в 1821 году: 

«…самая лучшая пора ее [жизни] есть 1821 год. Я пространствовал по Европе: провел веселые полгода в Берлине, потом видел часть Германии, прелестный Дрезден и его живописные окрестности, обошел пешком Швейцарию, прошел через С.-Готар в Италию, был в Милане, — плавал по Lago Maggiore, любовался Барромейскими островами: через Симплон и Валлис прошел к подошве Montblanc; видел великолепие и прелесть природы на берегах восхитительных Швейцарских озер; плавал по Рейну, любовался его великолепным водопадом, его замками, его богатыми виноградниками — все это оставило на душе то волнение, какое оставляет быстрый сон, исчезающий в минуту удовлетворения. Не описываю вам подробностей, — может быть, вы будете иметь их печатные. Путешествие сделало меня и рисовальщиком — я нарисовал au trait около 80 видов, которые сам выгравировал так же au trait», — так писал поэт 11 января 1823 года своей племяннице А. П. Зонтаг.

В. А. Жуковский. «Кладбище в Виндзоре». Иллюстрация к элегии Т. Грея «Сельское кладбище». Литография. 1839.

В. А. Жуковский. «Кладбище в Виндзоре». Иллюстрация к элегии Т. Грея «Сельское кладбище». Литография. 1839.

Среди рисунков поэта привлекают к себе внимание портреты М. А. Протасовой. В юную племянницу Машу Протасову, дочь младшей сводной сестры, поэт был влюблен долгие годы, но сестра, женщина властная и суровая, со строгими представлениями  о религиозных и нравственных принципах, отказала сводному брату возмущенно и решительно. 

И хотя влюбленный Жуковский создал множество поэтических произведений-посвящений Маше, сердце его так и осталось разбитым. 

Мой друг, хранитель-ангел мой,
О ты, с которой нет сравненья,
Люблю тебя, дышу тобой;
Но где для страсти выраженья?
Во всех природы красотах
Твой образ милый я встречаю;
Прелестных вижу — в их чертах
Одну тебя воображаю.

Беру перо — им начертать
Могу лишь имя незабвенной;
Одну тебя лишь прославлять
Могу на лире восхищенной:
С тобой, один, вблизи, вдали.
Тебя любить — одна мне радость;
Ты мне все блага на земли;
Ты сердцу жизнь, ты жизни сладость.

В пустыне, в шуме городском
Одной тебе внимать мечтаю;
Твой образ, забываясь сном,
С последней мыслию сливаю;
Приятный звук твоих речей
Со мной во сне не расстается;
Проснусь — и ты в душе моей
Скорей, чем день очам коснется.

Ах! мне ль разлуку знать с тобой?
Ты всюду спутник мой незримый;
Молчишь — мне взор понятен твой,
Для всех других неизъяснимый;
Я в сердце твой приемлю глас;
Я пью любовь в твоем дыханье…
Восторги, кто постигнет вас,
Тебя, души очарованье?

Тобой и для одной тебя
Живу и жизнью наслаждаюсь;
Тобою чувствую себя;
В тебе природе удивляюсь.
И с чем мне жребий мой сравнить?
Чeгo желать в толь сладкой доле?
Любовь мне жизнь — ах! я любить
Еще стократ желал бы боле.
(1808)

1. Маша Протасова в 1811 году. Рисунок В. А. Жуковского. и 2. Портрет Василия Жуковского работы А. Маньяни.

1. Маша Протасова в 1811 году. Рисунок В. А. Жуковского. и 2. Портрет Василия Жуковского работы А. Маньяни.

Лишь на склоне лет Василий Андреевич женился на Елизавете Рейтерн, молоденькой дочери своего друга-художника. А до тех пор колесил по России и Европе, любуясь холмами, озерами и величественными замками и доверяя свои чувства бумаге и холсту. В 1841 году он уехал в Дюссельдорф, чтобы жениться … и остался в Европе навсегда.

Рисунок В.А.Жуковского из альбома 1841–1849 годов

Рисунок В.А.Жуковского из альбома 1841–1849 годов

Рисунок В. А, Жуковского

Рисунок В. А, Жуковского

Художественное наследие Жуковского насчитывает примерно 2 000 произведений, хранящихся в фондах музеев и библиотек, в архивах и частных коллекциях. Большую часть его составляют путевые альбомы с множеством очерковых рисунков карандашом и тушью, встречаются также произведения печатной и книжной графики, работы, исполненные акварелью и гуашью, несколько живописных полотен. Чаще всего это панорамные пейзажи с видами городов, горными и сельскими ландшафтами, разного рода архитектурные памятники, с которыми Жуковский познакомился во время многочисленных путешествий по Европе и России в 1821 — 1852 гг.. К этому же периоду относятся его многочисленные путевые альбомы.  

Рисунок В. А, Жуковского

Рисунок В. А, Жуковского

Значительно реже в художественном наследии поэта встречаются портреты, жанровые сцены, интерьеры, рисунки-фантазии, виньетки, шаржи и карикатуры. Большинство рисунков Жуковского представляют собой натурные зарисовки в брошюрованных альбомах или на отдельных листах. 

На основе некоторых из них Жуковский впоследствии создавал отдельные листы или серии офортов, с которыми он знакомил любителей изящных искусств и преподносил своим друзьям в качестве подарков. 

Интересно, что в ряде случаев, между наброском с натуры и его повторением или офортом с него проходили годы. 

1. Павловск. Ворота в парк. Рисунок В. А. Жуковского и 2. Иллюстрация из книги П. Шторха «Путеводитель по саду и городу Павловску с двенадцатью видами, рисованными с натуры В. А. Жуковским и планом, сделанным в чертежной Его Императорского Высочества Великого князя Михаила Павловича» (1843).

1. Павловск. Ворота в парк. Рисунок В. А. Жуковского и 2. Иллюстрация из книги П. Шторха «Путеводитель по саду и городу Павловску с двенадцатью видами, рисованными с натуры В. А. Жуковским и планом, сделанным в чертежной Его Императорского Высочества Великого князя Михаила Павловича» (1843).

Сравнивая эти произведения, можно проследить развитие замысла автора, его путь от натурного рисунка к законченному произведению. 

#наулицезима 

Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт

LearnOff
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
inga_ilm
3 лет назад

большое спасибо за еще один прекрасный пост!

и, конечно, понимаю — тогда учили всех, но он владеет мастерством. а в портретах виден взгляд его как художника. для меня это настоящее открытие.

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x