Innuendo — завершающий, но не заключительный аккорд Queen

Со смертью Фредди Меркьюри завершилась одна эпоха Queen и началась другая…

Photo: Simon Fowler

Photo: Simon Fowler

Пост-ответ на задание о завершающем аккорде от для #92днялета

🙂 Предвосхищая замечания: автор поста как старый фанат Queen в курсе, что Innuendo — не последний альбом группы, в том числе и с голосом Фредди, и осведомлен, что композицию The Snow Must Go On написал Брайан Мэй. Но впечатление от этого альбома и особенно от последней композиции как от завершающего аккорда — это не домыслы критиков и фанатов, десятилетиями рефлексирующих по поводу смерти Меркьюри от последствий СПИДа. Это ощущение возникло у многих сразу после релиза альбома Innuendo 4 февраля 1991 года. 

Коротко об альбоме

Обложка альбома Innuendo

Обложка альбома Innuendo

Не все знают, но перед выходом альбома Innuendo (7 января 1991 года) была выпущена промо-кассета Hints of Innuendo, содержащая короткие тизеры всех песен с альбома. 

Примечательно, что миксы фрагментов некоторых песен на этой кассете сильно отличаются от миксов окончательных версий соответствующих песен, особенно The Hitman с вокалом Брайана.

Релиз альбома Innuendo состоялся 4 февраля 1991 года. За первую неделю он был продан тиражом более 200 000 экземпляров и вышел на первое место британского чарта. Сингл продержался всего неделю на верхней строчке, но везде продолжал быстро подниматься, достигнув ТОП-10 в Европе и даже заняв первое место в Португалии и ЮАР. Альбом вышел на первое место в большинстве европейских стран, поднявшись на 30-е место в США в Billboard Top 200. В начале апреля 1991 года журнал Record Collector Magazine, издание для коллекционеров, объявил, что Queen была самым коллекционируемой группой/артистом после The Beatles. 

И остаётся до сих пор… 


Расскажем о самых интересных (на наш взгляд) композициях с альбома Innuendo сами, с помощью критиков и музыкантов. 

Innuendo

Обложка сингла Innuendo

Обложка сингла Innuendo

На обложке сингла, который был выпущен раньше одноименного альбома (14 января 1991 года), изображены рисунки французского художника иллюстратора Изидора Жерара Гранвиля (1803-1847) к «Мистериям бесконечности» из книги «Другой мир» в обработке Ричарда Грея.

Innuendo — самая интеллектуально зрелая композиция группы за всю ее историю. Как только вы послушаете Innuendo несколько раз, вы поймете, что это одна из самых сложных и трудных, и вместе с тем жизнеутверждающих песен в мире, исполненная человеком, смело заглянувшим в глаза смерти.

Эту песню часто ставят в один ряд с Bohemian Rhapsody. Тяга к разножанровости и фрагментарности Queen прослеживается и в видеоряде к Innuendo. Клип Innuendo неслучайно представляет собой одну большую анимацию. Он является своего рода мрачным продолжением обложки альбома с иллюстрациями Гранвиля.

Сразу после релиза альбома мнения критиков разделились даже по поводу заглавной композиции. Ранняя версия клипа (Early Version 1, всего их минимум 6): 

Минус:

«Заглавный трек альбома Queen, которого так ждали, начинается с барабанной дроби и заканчивается чем-то похожим по звучанию на гитарный фидбэк в сахарине. По пути, строго следуя списку человеческих пороков и Вечных Вопросов Бытия, они наваливают сверху гитару фламенко, синтезаторы, драматургию кухонной мойки и (напрасно) массированную вокальную попытку восстановления былой славы.
Только Queen умеет так надувать щеки, рифмуя роскошь с инсинуацией. Плохие новости: это помпезно, тоскливо, скучно и длится шесть с половиной минут. И, к сожалению, то же самое можно сказать и о большей части альбома, который еще длиннее». (Питер Хоган, Vox Magazine, март 1991)

Плюс:

«Первый трек альбома — единственный возможный выбор для первого сингла. Это также было бы лучшим вариантом для начала живого выступления… Сразу, как только начинается барабанная дробь, все ваше внимание сосредотачивается на песне.
Это современный фрагмент рок-оперы, ответ 90-х на Bohemian Rhapsody, поэтому для меня оказалось неожиданностью, что за ней стоит главным образом Роджер, а не только Фредди. Я думаю, что основная идея этой песни – сделать все возможное, «keep on tryin’ till the end of time».
Вокал Фредди, необъятен, как никогда прежде, вы мгновенно сосредотачиваетесь на медитативных ритмах Роджера, Джон, как всегда, надежен, гитара Брайана (начальное соло — Стива Хау) безупречна – выбрать конкретную звезду композиции было бы несправедливо: блистают все! Ответ 90-х на Bohemian Rhapsody? Еще лучше, я бы сказал». (Classic Rock)

Innuendo Photo Sessions (photo: Simon Fowler)

Innuendo Photo Sessions (photo: Simon Fowler)

И еще:

«Нет смысла углубляться в анализ песни Innuendo — это последняя великолепная прог-композиция Queen, отличный эпилог и песня с великолепными фишками, что, без сомнения, означает хит-сингл. В качестве контрапункта, эфирный, атмосферный, основанный на гитаре соло Bijou, погрязший в своей красоте, является прекрасным дополнением к заглавной мелодии: это, возможно, лучшая песня на альбоме, хотя и не идеальная (несколько стихов в конце кажется ненужными), но для тех, кто ценит художественную сторону или прогрессивную сторону музыки группы, лучшего выбора нет. Bijou хорошо сочетается с чудовищем Innuendo – так что для редакторов лейбла и, конечно, для группы это непростая задача. Как жаль, что это был последний великий сингл группы…». (Морис Мателян, музыкант).

На самом деле композиция Innuendo была собрана как пазл. Повторяющаяся тема (с boléro-esque) появилась в процессе джем-сейшна Мэя, Дикона и Тейлора. Фредди добавил первоначальные мелодию и текст, лирика была затем доработана Роджером, музыка — Брайаном. 

Средняя часть композиция была в основном создана Меркьюри, по данным интервью Мэя, опубликованном в мае 1994 года в журнале Guitar Magazine. Этот раздел особенно сложен: в нем 5 тактов в размере 5/4, что довольно редко встречается в популярной музыке, за которыми следуют еще 4 такта в более «привычном» для уха размере 3/4. 

Давайте ещё раз послушаем эту бессмертную во многих отношениях композицию. Теперь — альтернативная версия клипа Innuendo:

В части, начинающейся с «You can be anything you want to be» (фактически слоган для всей истории Queen) представлена ​​очень сложная оркестровая аранжировка, созданная Меркьюри и продюсером Дэвидом Ричардсом с использованием синтезатора Korg M1. Переходная часть к финалу в Innuendo — в размере 3/4, что в очередной раз демонстрирует привязанность Фредди к трехчастным размерам (например, размер 6/8 в Somebody To Love и We Are The Champions).

Об «испанской» части Innuendo: 

Брайан Мэй (Guitar World, август 1991 года): 

«Испанские мотивы предполагаются с самого начала песни; эти маленькие рифы, чем-то похожие на болеро. Нам показалось в порядке вещей развить эти идеи на акустической гитаре, и это постепенно выросло в этот фрагмент. Стив Хоу помог нам и проделал просто фантастическую работу. Нам нравятся такие штуки — словно небольшое путешествие в волшебную страну». 

Innuendo Photo Sessions (photo: Simon Fowler)

Innuendo Photo Sessions (photo: Simon Fowler)

Стив Хау (Prog, март 2012 года + Guitar Player, август 2015): 

«А потом они сыграли мне Innuendo, и я был просто ошеломлен! И тут Брайан говорит:«Слушай, я бы хотел, чтобы ты здесь сыграл», и я сказал, что он шутит, это звучит здорово, но лучше оставить, как есть, а он сказал: «Нет, нет, я хочу, чтобы ты сыграл. Импровизируй!» Я начал играть на гитаре, и поначалу это было довольно сложно. Через пару часов я подумал: «Я откусил больше, чем смогу проглотить». Мне пришлось немного поизучать структуру композиции; ведь чтобы далеко забежать, вы должны знать, куда вы бежите. Итак, я начал импровизировать, мы сделали несколько дублей, немного отредактировали, исправили несколько вещей. Но к тому времени уже было поздно, мы пошли ужинать, было очень весело. Поужинали, вернулись в студию и слушаем, что вышло. И они говорят: «Это здорово. Это то, что мы хотели».

I’m Going Slightly Mad

Обложка сингла I'm Going Slightly Mad

Обложка сингла I'm Going Slightly Mad

Еще раз отметим, что автором обложки сингла (вышел 4 марта 1991 года), равно как и оформления альбома и всех синглов Innuendo, выступил Ричард Грей, «обновивший» образы французского художника Жана Гранвиля из книги «Сцены общественной и частной жизни животных». 

Перед выходом сингла в качестве послания для фан-клуба Фредди записал шуточную импровизацию — Totally Bonkers («совсем поехавший/абсолютно чокнутый»). 

Знаменитое промо-видео I’m Going Slightly Mad сняли Руди Долезал и Ханнес Россахер (DoRo) 13-15 февраля 1991 года на Limehouse Studios в Лондоне. I’m Going Slightly Mad стал предпоследним клипом, в котором снялся Фредди Меркьюри.

Queen и Руди Долезал во время съемок клипа I'm Going Slightly Mad

Queen и Руди Долезал во время съемок клипа I'm Going Slightly Mad

Элементы образа Фредди «позаимствовал» у Ноэла Кауарда, знаменитого британского драматурга, актера, певца и композитора, который «вдохновил» Меркьюри и на создание лирики. Хотя Джеки Ганн и Джим Дженкинс в книге As It Began отмечают, что видео было иллюстрацией к названию и тексту песни, в клипе I’m Going Slightly Mad, как и во всем альбоме Innuendo, содержится и масса отсылок к биографии группы.

Известный музыкальный критик Стивен Далтон (Classic Rock) так рассказал о своих впечатлениях от песни и клипа известному канадскому музыкальному критику Мартину Попоффу для его книги Queen: Album by Album (2018):

«I’m Going Slightly Mad — стопроцентное произведение Фредди. Это его дань Ноэлу Кауарду. Вам не понадобится BRIT, чтобы ее оценить, а эта игра слов со всеми нелепыми терминами психической неуравновешенности довольно забавна. Это весьма, весьма очаровательная песня. Думаю, она смотрится немного мрачно из-за видео, потому что они явно не смогли скрыть тот факт, что он угасает. Мне кажется, что они снимали видео в цвете, а затем переформатировали его в B&W, чтобы попытаться скрыть, насколько Фредди бледен и тощ. И хотя клип забавен, над ним витает своего рода черная тень. Бытует мнение, что Меркьюри намекал в этой песне на симптомы СПИДа. Это можно расценить и таким образом, но, думаю, Фредди просто хотел еще немного развлечь публику…»

Кадр со съемок клипа I'm Going Slightly Mad

Кадр со съемок клипа I'm Going Slightly Mad

These Are The Days Of Our Lives

Последнее видео Фредди Меркьюри.

Кристиан Редер (фанат из Германии):

«Музыкальный мир был для меня миром бессмертных героев, которые были далеко от житейских проблем. Конечно … был Элвис, король рок-н-ролла, который умер в 70-х. Но я едва это заметил – вероятно, потому, что был тогда слишком юн. В моем музыкальном мире все герои жили полноценной жизнью, не были ни больны, ни слишком стары, чтобы заниматься музыкой. Особенно выделялся Фредди Меркьюри, который жил на полную катушку. Настоящий герой «секса, наркотиков и рок-н-ролла». Страстность, которую он демонстрировал на сцене, доминировала и в его личной жизни. Безудержной, искренней и эффектной. Кто бы мог подумать, что его убьет любовь…?! В моем мире герои были бессмертны. До воскресенья, 24 ноября 1991 года…

В то воскресенье Моника Селеш выиграла Открытый чемпионат Нью-Йорка, а в медленно, но верно распадающемся Советском Союзе происходили необратимые изменения, о которых еще несколько месяцев назад никто и помыслить не мог. Воскресенье как воскресенье … Но не совсем. Накануне, в субботу, СМИ распространили новость о том, что Фредди Меркьюри, фронтмен и голос британской группы Queen, угасает от СПИДа. СПИД … смертельная болезнь, которая появилась в 80-х годах и которую можно заполучить от любви – какая ирония! До сих пор ее самой заметной жертвой был американский актер Рок Хадсон. А теперь Фредди? Невероятно.

С другой стороны, теперь я был уверен в том, о чем давно подозревал и я сам, и многие другие. Я имею в виду клип These Are The Days Of Our Lives, по которому было сильно заметно, что с его здоровьем что-то не так. Ни одной диетой нельзя было бы довести себя до такого изможденного состояния. Уже после предыдущего клипа, I’m going Slightly Mad, я почувствовал неясное беспокойство. Но Меркьюри сохранял свою тайну, не реагируя на различные провокационные предположения по поводу его здоровья, все было известно только узкому кругу доверенных лиц. А когда он обнародовал информацию о ВИЧ-инфекции, сразу же извинился за секретность. Но один только факт этого признания уже нанес серьезный удар, а всего через день музыкальный мир его поклонников был полностью разрушен.

Сутки спустя его представитель объявил, что Фредди Меркьюри скончался вечером 24 ноября. Умер от пневмонии, вызванной СПИДом. Я услышал об этом из новостей — и у меня перехватило дыхание. То, что я услышал, не могло быть правдой. Последующие новости ничего не добавили к уже сказанному. Я жадно вглядывался в кадры на экране … его фото, его дом в Лондоне, скорбящие поклонники и первые цветы. Герой моего музыкального мира умер? Невероятно, нереально … «Чемпион жег свечку с обеих сторон – и посередине», – написал какой-то британский журналист о необузданном образе жизни ФРЕДДИ МЕРКЬЮРИ. Теперь она сгорела до конца.

Смерть ФРЕДДИ МЕРКЬЮРИ впервые пошатнула основы моего музыкального мира. Я впервые осознал, что герои смертны – как и все мы! Я понял, что чувствовали поклонники Элвиса, Джими Хендрикса или Джима Моррисона. Я вспомнил видеоклип These Are The Days Of Our Lives. Последними словами ФРЕДДИ были «I still love you» – кто бы мог подумать, что это будут последние слова ФРЕДДИ…».

Delilah

Далила: любимая кошка Фредди Меркьюри

Далила: любимая кошка Фредди Меркьюри

— Правда ли, что Фредди написал песню Delilah о своей питомице?
Брайан: Ну он сказал нам, что да, но, может быть, он что-то от нас скрывает.
— Думаю, это будет не первый или последний раз, когда он что-то скрывает от тебя.
Брайан: Думаю, это общая тенденция. МЯУ!!!
(Из радиопрезентации Innuendo с участием Брайана Мэя и Роджера Тейлора; рок-программа Rockline, февраль 1991 года).

Bijou

Для Bijou Фредди и Брайан использовали идею песни «наизнанку»: основное время занимала гитара, а вместо проигрыша звучала лирика. Меркьюри подобрал аккорды, придумал название и написал текст песни, над гитарными партиями на Red Special они работали вдвоем. 

Песня была закончена без участия Роджера и Джона. Идея была не нова: в песне Soon ее уже использовали Yes. Позже Мэй отметил, что источником вдохновения для создания Bijou послужила композиция Джеффа Бека Where Were You 1989 года. 

В 2008 году Queen + Paul Rodgers исполняли Bijou на концертах Rock the Cosmos Tour. Брайан играл вживую, а затем проигрывался студийный вокал Фредди, в то время как на экране демонстрировались кадры знаменитого концерта на Wembley 1986 года, при этом визуальный ряд синхронизировался с аудиотреком. 

Морис Мателян, музыкант: 

«Редко сингл, даже сингл Queen, так близок к совершенству. Выбор Bijou в качестве стороны B для сингла Innuendo (ну, это не сторона B, так как я слушал сингл на CD, но вы знаете, о чем я говорю), вероятно, является наилучшим возможным решением». 


И перед тем как сыграть настоящий завершающий аккорд приведем мнение музыканта Алекса Стефенсона (штатного обозревателя Sputnikmusic) об альбоме Innuendo:

Брайан Мэй (Innuendo Photo Sessions; photo: Simon Fowler)

Брайан Мэй (Innuendo Photo Sessions; photo: Simon Fowler)

«Зачастую наследие групп определяется качеством материала, который они выпускали в середине своей карьеры. Редко, когда группа действительно может пройти лишнюю милю и выпустить материал, определяющий карьеру, в конце своего существования, не говоря уже о финале. 

Конечно, Queen — не та группа, мысль о которой сразу приходит в голову, когда думаешь о группах, которые могут совершить такой подвиг; большая часть их коммерчески успешной работы относится к середине 70-х — началу 80-х, и даже большинство несгибаемых поклонников группы с неохотой признают, что альбомы 80-х были довольно непоследовательны.

Джон Дикон (Innuendo Photo Sessions; photo: Simon Fowler)

Джон Дикон (Innuendo Photo Sessions; photo: Simon Fowler)

Не то чтобы записи Queen той эпохи обязательно содержали ужасную музыку, но на многих альбомах чего-то не хватало. Они кажутся довольно скучными и, скорее, это продукты своей эпохи, а не какой-то грандиозный месседж участников группы. The Miracle 1989 года, безусловно, был шагом в правильном направлении. Судя по всему, в песне Was It All Worth It Фредди Меркьюри осторожно ссылался на свой недавний диагноз, но чего-то все еще не хватало. 

Страсть, которую Меркьюри продемонстрировал в этой песне, нужно было распространить на весь альбом, чтобы он действительно получил эмоциональный резонанс.

Роджер Тейлор (Innuendo Photo Sessions; photo: Simon Fowler)

Роджер Тейлор (Innuendo Photo Sessions; photo: Simon Fowler)

Innuendo исполнен этой страстью на протяжении всей 53-минутной записи. Создавая его в самый разгар болезни Меркьюри, группа прекрасно осознавала, что у нее очень мало времени, а таланты Фредди нужно было использовать на полную мощность, прежде чем все будет кончено. Если вы прочтете какое-либо интервью с участниками или посмотрите какой-нибудь документальный фильм о Queen, вы поймете, что это был их образ мышления на протяжении всей записи Innuendo и недолгих сессий того, что станет их окончательной альбомом 1995 года Made In Heaven. Время имело значение, если Меркьюри хотел оставить перед своей смертью еще один след на этой земле.

Фредди Меркьюри (Innuendo Photo Sessions; photo: Simon Fowler)

Фредди Меркьюри (Innuendo Photo Sessions; photo: Simon Fowler)

И все же Меркьюри не отстраняется от своей болезни на этой записи. Трек I’m Going Slightly Mad – это насмешливая ссылка на приступы деменции, от которых периодически страдал Фредди (распространенный побочный эффект СПИДа). С постоянно нарастающим абсурдом лирики это придает пластинке реальный привкус комедии. И это не единственный беззаботный номер: трек Delilah – игривая дань одной из домашних кошек Меркьюри, в то время как ее продолжение The Hitman — беззастенчивый хард-рок, который не стыдится появляться после одного из самых кокетливо-глупых текстов в каталоге группы. Таким образом, те, кто ожидает, что Innuendo будет на 100% наполнен мрачными сюжетными линиями и зловещей атмосферой, будут приятно удивлены тем, какой это на самом деле светлый альбом…

Постер-вкладыш к альбому Innuendo

Постер-вкладыш к альбому Innuendo

… Стоит ли заходить так далеко и называть Innuendo лучшим альбомом Queen, который они когда-либо выпускали? Конечно, A Night At The Opera имеет больше шансов, чем эта запись, и с точки зрения партитур альбом 1975 года, вероятно, лучший. Но соперников по страстности у Innuendo в каталоге Queen нет. Это записи, на которые явно было обращено самое пристальное внимание, записи, которые, возможно, не состоялись бы, если бы не четыре участника группы, работавшие вместе над созданием лучшей музыки. Это записи с безупречным вокалом Фредди Меркьюри и одними из лучших гитарных соло Брайана Мэя. Даже более слабые песни здесь по крайней мере слушабельны, если не отчасти приятны. Достаточно ли этого, чтобы поставить Innuendo на вершину дискографии Queen? «Может быть, это может быть, а может, и нет». Но то, что этот альбом крайне необходимо послушать не только поклонникам Queen, но и поклонникам рок-музыки в целом — не вызывает никаких сомнений».

The Show Must Go On

Здесь не будет текста. Только композиция. С кодой на репите…


Текст, перевод и составление: редактор Learnoff Александра Натальчук, создатель сообщества QUEEN TIME, администратор международной группы Friends who like Queen.  


Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Instagram, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт

LearnOff
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
fotovivo
4 лет назад

Обстоятельнейший материал, проделанная работа вызывает уважение.

petrosych
4 лет назад

Плюсую!

rebeccathatcher
4 лет назад

Композиция Иннуенда — самое лучшее, что выдали Квины, имхо ессно.

liokar
4 лет назад

безумный талантливый фредди его музыка как глоток свежего воздуха после вызывающих рвоту и мигрень трёх аккордов.позор еврейской попсе захватившей российскую эстраду

water_roboctocd
4 лет назад

Да, Роджер, Брайан и Джон тоже талантливые ребята.
И These are the days… красивая и вдохновляющая песня.

matnnikolaev
4 лет назад

Queen -это целая эпоха в музыке. Никому не удастся повторить успех. А без Меркьюри, его голоса и харизмы это уже не Queen.

uranhay
3 лет назад

Каждый, полагаю, поставит на первое место своего фаворита. Моим давно является их второй элпи (1974). Я его услышал не первым. До него слышал и слушал все с 75 по 80. Sheer Heart Attack и первый в начале 80х, а вот Queen II по иронии лишь в 83 году. Кстати, из 80х мне у Квинов мне нравится только Miracle. 82 и 84 считаю шлаком (для команды такого уровня), 86 мне нуден. Innuendo — безусловно шедеврален.

discoman
3 лет назад

Шикарная статья. Читал взахлёб, чуть ли не смакуя каждое слово. Жаль, что о великих группах в наши дни мало кто пишет так же живописно.
Спасибо! Я получил настоящее удовольствие от этого поста.

P.S. Не считаю Innuendo лучшим альбомом Queen. Он даже не входит в тройку самых любимых альбомов 🙂

9
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x