Знаменитые рок-фотографы о фотоискусстве, о мире рок-музыки и о себе в этом мире.
Искусство рок-фотографии: увидеть, чтобы услышать (Часть 1)
Итак, часть 2. Как сказался на творчестве легенд рок-фотографии цифровой XXI век? Продолжаем разговор для #92днялета
Джанет Макоска: пока горит свеча
Вот уже 46 лет кливлендский фотограф Джанет Макоска (род. 1954) не выпускает из рук фотоаппарат. Её приглашали работать и в Нью-Йорк, и в Лос-Анджелес, и в Лондон, но, верная принципу «где родился — там и пригодился», уроженка Огайо не собиралась и не собирается покидать родной штат. Зачем, если именно в Кливленде находится Зал славы рок-н-ролла? Ведь это значит, что ни одна идущая на подъём группа, и ни одна звезда мирового уровня не проедет «мимо дома с песнями».
Джанет заботит другое:
Около 10 лет назад я начала размышлять о том, как монетизировать свой обширный архив. Убиться можно, как невероятно сложно это сделать. Зал славы рок-н-ролла, Смитсоновский институт и практически любой другой музей или учебное заведение, куда можно передать работы на условиях сохранения авторского права, готовы забрать их бесплатно, и даже в этом случае существует достаточное количество юридических препон, преодолевая которые, вы пупок себе надорвёте. Я задумывалась о продаже архива; и тоже зашла в тупик. Оптимальный для меня вариант — меценат или его семья покупают мой архив и жертвуют его от своего имени в Зал славы рок-н-ролла. Но как это провернуть, я не знаю. У меня нет НИКАКИХ связей в высшем эшелоне. А мне всего лишь нужно немного денег, чтобы спокойно прожить остаток дней, и ещё немного денег на нужды животных, которых я содержу. Чего уж проще? (из Фейсбука Джанет).
До того Джанет тоже не сидела сложа руки. С 2003 по 2016 гг. её выставка It’s ALWAYS Rock and Roll объехала все Штаты и была представлена в Европе. В 2015 году Макоска выпустила книгу-альбом All Access Cleveland с 340 фото звёзд рок-сцены первой величины, готовится к выходу ещё одна книга…
Портрет её работы Дэвид Боуи хранил в своем кабинете, портрет Пола Маккартни включила в свою постоянную экспозицию Национальная портретная галерея в Лондоне, фотографии Джанет Макоски до сих пор широко используются в рок-изданиях и рекламе.
На волне популярности фильма «Богемская рапсодия» Джанет попыталась продвинуть проект широкоформатных фото на холсте и постеров Queen в оригинальном оформлении, подчеркивающим магнетизм группы и энергетику Фредди. Но и этот проект не принёс особых дивидендов.
Что же пошло не так? Джанет считает, что
Фотография как искусство достигла критической точки в своём развитии. Я считаю, что вам не нужна крутая камера, и достаточно телефона, чтобы сделать отличные фото. Но такая простота — хуже воровства, она создала уверенность в том, что селфи — единственный достойный повод сфотографироваться. Но селфи вы вряд ли будете распечатывать, чтобы повесить на стену и любоваться ими. (из интервью изданию 1xRun).
Доходит до смешного… или абсурда:
ПОБЕДА! Вы все знаете, что Hard Rock Rocksino (в Огайо — прим.) стало собственностью MGM. Поэтому часть их истории … и часть моей … исчезла. Мемориальные доски с артефактами и моя коллекция фотографий в кафе ушли с аукциона. Я не знала об этом. Мой друг Дейв Аддлман спас для меня эту табличку. Я разрыдалась от такой доброты. Приятно сознавать, что есть друзья, на которых можно положиться. Мои фотографии вернулись к Hard Rock Corp. (из Фейсбука Джанет)
Пока что Джанет приходится продавать свои фото по отдельности через соцсети, сайт и галереи. По её словам, «наиболее востребован Дэвид Боуи». Но сдаваться она не собирается, и в этом ей помогает… конечно, музыка:
Как фотограф, который работает в музыкальном бизнесе, я всегда слушаю музыку, это вдохновляет меня и доставляет удовольствие каждый день моей жизни. Когда готовлюсь сфотографировать кого-то, слушаю их музыку. Когда обрабатываю чьи-то изображения, слушаю их музыку. Когда сканирую старые негативы, я слушаю музыку именно этого артиста. И единственное, о чём я жалею по-настоящему — мне так и не удалось сфотографировать Элвиса. (из интервью изданию 1xRun).
Стив Джостер: осколки прошлого
Стив Джостер — британский рок-фотограф, а теперь и фотохудожник, работающий в смешанной технике.
В настоящее время живёт и работает в Нью-Йорке. На его решение стать фотографом повлиял фильм Микеланджело Антониони BlowUp («Фотоувеличение»).
Дэвид Хеммингс сделал так, чтобы это выглядело круче некуда. (здесь и далее из интервью SagharborExpress)
Так отзывается Джостер об актёре в фильме, сюжет которого завязан на истории фэшн-фотографа, который, возможно, запечатлел убийство на одной из своих фотографий. Фильм основан на биографии Дэвида Бэйли, фотографа, который снимал Лондон 1960-х, якобы кишащий молодежной культурой…
И тут я подумал: «Ух ты, да ведь этим можно зарабатывать на жизнь!»
Если «герой его романа» Дэвид Бэйли работал в основном на индустрию моды и занимался портретными фото, то Джостер обнаружил, что его больше всего интересует музыка.
Я взял камеру, поехал в Лондон и просто начал снимать.
В то время лондонская музыкальная сцена всё ещё была довольно унылой.
Приходилось как-то перебиваться; было не так много изданий, которые брали фото для публикации. Рулили Melody Maker и New Music Express, и если ваше фото публиковали в одной из этих газет, считай, его видели все.
Всё произошло стремительно. Следующее десятилетие Стив провёл в студиях, на гастролях и в самых разных местах, без устали снимая, заводя друзей и живя жизнью рок-н-ролла и всего того, что в нём происходило.
Чтобы делать зачётные снимки, я пристально следил за музыкой. Я смотрел все шоу подряд через видоискатель ради того чтобы успеть поймать особенные моменты. А вообще странное было времечко. У вас было 20 часов скуки и четыре часа безумия, опасная комбинация. Если у вас есть доступ ко всему, что вы ни пожелаете, это может привести к неприятностям.
За годы работы он собрал поразительный фотоархив с суперзвездами, снятыми в расцвете сил. Среди них стоит назвать Нила Янга, Боба Марли, Фредди Меркьюри, Стинга, Дебби Харри, Мика Джаггера, Кита Ричардса, KISS, Thin Lizzy, Sex Pistols, AC/DC и Judas Priest.
Мне нравилось снимать их только на лайвах. Когда вы встречаете звёзд в обычной обстановке, они не так интересны, но когда они выходят на сцену, они завораживают.
Но через 10 лет всё было кончено.
Эта поначалу небольшая тусовка разрослась довольно быстро. Пришёл мерчендайзинг, заявился менеджмент, и ценность имиджа сильно повысилась. Затем появились контракты, в которых говорилось, что вы должны отказаться от авторских прав. Вот тогда я ушёл. Сохраняя права на свои изображения до этого момента, я не был готов передать их в обмен на выбор только пары фотографий для публикации или хранения для других целей. Это стало совершенно другим бизнесом.
Затем он занялся рекламой. В то время, по его словам,
это было прикольно, было много творчества, отличных кампаний, которые были неполиткорректными и шокирующими.
Он пробыл в рекламе около 12 лет, но потерял интерес к ней после того, как всё пошло по кругу, только в лайт-версиях. Вскоре после этого он вернулся к своему архиву:
Я вернулся к своим ящикам. Я понял, что из этого можно кое-что сделать.
Непроданные авторские права прожигали ему карман, но дали ему карт-бланш на использование фото.
Мне просто нужно было время, чтобы понять, как именно всё провернуть.
Он решил использовать их для коллажей, представляющих собой смесь поп-арта и уличного искусства, позаимствовав идеи у таких икон поп-арта, как Кит Харинг и Энди Уорхол. С Уорхолом Стив познакомился за кулисами концерта Judas Priest.
Голова-одуванчик Энди маячила за кулисами, и я сказал: «Эй, заходи. Хочу щёлкнуть тебя пару раз». Он одолжил наручники у солиста Роба Хэлфорда и приковал Энди сначала к батарее, а потом и к самому Хэлфорду. Энди это понравилось; он решил, что это круто, но я всё это время думал: «Какого чёрта он делает на концерте Judas Priest?
Стив обращает внимание, что в своих коллажах он просто пытается воссоздать лихорадку и накал 1970-х:
С заказами творилось полное безумие, вы должны были быть готовы к съёмкам в любой момент, где бы вы ни находились. А находиться вы могли где угодно. Но стук в дверь — и вот вы уже в автобусе, едете на шоу или гастроли. Хотя вообще-то я счастливчик, переживший золотой век. Прочим приходится довольствоваться каноничными фото, по которым вряд ли можно составить представление, на что было похоже то время.
Нил Злозовер: вечеринка ещё не окончена
Нил Злозовер начал свою карьеру еще в 1960-е годы и до сих пор в деле. Живёт в Лос- Анджелесе. За последние 50 лет работал с The Rolling Stones и Led Zeppelin, Van Halen и Guns N Roses, Дэвидом Боуи, AC/DC, Mötley Crüe, Poison, Фрэнком Заппой, Томом Уэйтсом и многими другими музыкантами.
Впервые я попал на концерт в 13 лет, это были Cream. В то время я фанател от Rolling Stones и ходил с моим другом на Голливудский бульвар, покупал их фотки размером 8 × 10 , а потом возвращался в свою комнату и лепил их на стену. Уже потом, в 1969 году, отправляясь на шоу, я начал брать с собой камеру, тогда это было возможно, потому что у групп не было крутых вышибал и тому подобных вещей. Поэтому я начал снимать The Stones, The Who, Led Zeppelin и Canned Heat, вернувшись домой, я распечатывал фото и вешал их на стену, потому что я был фанатом… (здесь и далее цитаты из статьи сообщества Brian May).
Я планировал пойти в школу при Arts Centre College, чтобы брать уроки фотографии после окончания средней школы. Но знаете, изначально я никогда не планировал быть рок-фотографом и снимать рок-группы ради заработка. Но потом, когда начал учиться, мне стали названивать из офисов лейблов и спрашивали: «Сможете снять Earth Wind & fire, сможете снять это, сможете ли снять то?» Так что мне-таки пришлось принять решение… Поэтому я решил забить на учёбу и выбрал реальный жизненный опыт, который получаю до сих пор. Так что, наверное, именно в тот момент я решил стать рок-фотографом!
Прежде всего отношения должны строиться на доверии. Если вы фотограф и идете на встречу с Никки Сиксом, а на вас костюм и галстук, очёчки от Декстера, аккуратная стрижка … и как это сработает? Посмотрите на меня, я люблю слушать музыку, я рок-н-ролльный фотограф. Если бы меня спросили: «Нил, если бы тебе пришлось выбирать: бросить слушать музыку или остаться фотографом, что бы ты выбрал?» Ну, я бы отказался от фотографии, поскольку не могу жить без музыки. Когда фотографирую всех этих парней, мотаю головой и двигаюсь в такт, и знаю, как предугадать их движения и т. п. Так что можно сказать, что я живу их жизнью, мне нравятся те же вещи, что и рок-музыкантам. Наверное, я просто вписался.
Один парень как-то спросил: «Эй, Нил, когда ты избавишься от всего этого старого хлама и купишь новые камеры?» Я просто взглянул на него и ответил: «Хорошая техника ещё не делает тебя фотографом».
Но сейчас профи не нужны. Достаточно любителей, которые проводят дни напролёт, пытаясь замазать ошибки в фотошопе. Одна из причин, по которой я продержался так долго — я обращаю внимание на мелочи. Когда клиент получает мои фотографии, на них практически нечего исправлять.
Нил Престон: это канон
Мало кому удалось запечатлеть стольких легендарных музыкантов, как американскому фотографу и фотожурналисту Нилу Престону (род. 1952).
На протяжении своей почти полувековой карьеры уроженец Нью-Йорка, фотограф-самоучка, стал свидетелем подъёма и расцвета музыкальной культуры рок-н-ролла. Он снимал Led Zeppelin в качестве их единственного тур-фотографа, путешествовал с Queen и был задействован Бобом Гелдофом на знаменитом фестивале 1985 года Live Aid. Коллекция Нила Престона насчитывает свыше миллиона отпечатков.
К тому времени, когда я окончил среднюю школу, я уже работал в бизнесе в течение полутора лет или около того. Это было в 1970 году. Боже, как же я стар! (здесь и далее фрагменты интервью из статьи «Нил Престон: Карнавал с Queen».
В 1971 году я переехал в Лос-Анджелес, который тогда был центром всего музыкального бизнеса, с тех пор живу здесь. Это произошло само собой, без особых усилий с моей стороны.
Если у вас нет таланта, вы не получите работу. Но я думаю, что другие вещи не менее важны. Вы должны знать, как вести себя, вы должны понимать, когда держать рот на замке. Нельзя вести себя так, будто ты — пятый член группы, иначе тебя очень быстро уволят. Это просто здравый смысл. Но я был так молод, что даже не задумывался об этом. Это была очень, очень, очень важная работа, но это была работа.
В 1981 году Queen пригласили меня поработать,чтобы задокументировать их южноамериканский тур. Мне было около тридцати, мы были почти ровесники. С одной стороны это было очередное путешествие, но с другой стороны, эта работа была особенной. Я всегда был близок к группе и их команде, и мы все вместе покорили эту вершину в 1981 году. Группа завоевала Бразилию, Аргентину, фанаты смотрели на группу — и на всех нас — как на The Beatles.
Это был самый сложный, но в то же время самый креативный тур в моей жизни. В Бразилии шоу охраняли солдаты при полном вооружении, которые вытащили пулемёты на сцену на всех площадках. В Аргентине некоторые из наших сотрудников службы безопасности, по слухам, были частью Отряда Смерти. Да ещё СМИ преследовали нас день и ночь, они были просто безжалостны!
Как получился этот каноничный снимок Фредди на стадионе Wembley? Это было самое начало шоу. Первая песня. Позже я понял, что это был третий кадр, который я сделал. В тот момент я не думал: «О, у меня есть каноничное фото!» Я продолжал работать и проявил плёнку только на следующий день. Любой фотограф, который спустя десять минут после съемки скажет вам, что у него получилась знаковая фотография — просто не имеет об этом никакого представления и никогда не снимал подобных фото. Для этого нужно время и понимание жизни.
Там, в оригинальном кадре с Бобом Марли, есть фоновый певец, который испортил кадр. Его пришлось убрать … Я получил отличное фото, но я не говорил об этом практически никому. Я чувствую сильный образ, но не люблю убирать что-либо из фотографии без крайней необходимости.
Никто никогда не задумывается о постоянных дедлайнах, перемещениях, давлении и каких-либо других выбоинах на дороге (буквально и образно). Провести всю жизнь, тесно работая с рок-группами — кажется, словно это сон какой-то! По крайней мере, большую часть времени. Думаешь, у меня лучшая работа на свете? Погоди, приятель…
Это не разгромленный гостиничный номер! Это мой передвижной офис… Вы можете видеть подносы, упаковки Kodak и Fuji, пленку, стробоскопы, кабели, чехлы для оборудования — я уверен, что в пепельнице найдется пара тараканов. Но для меня это было нормально.
До сих пор я всё еще использую плёнку, если это возможно. Вероятно, 50 на 50, плёнку и цифру. Единственные причины, по которым я беру в руки цифровую камеру — если клиент требует или когда сроки поджимают. Я предпочитаю плёнку, мне нравится, как это выглядит, я предпочитаю процесс работы с пленкой, я думаю, что цифровые камеры — это инструмент, который можно использовать, когда вам это нужно, как правило, для скорости.
Снимать лайвы вообще нелегко. Лишь немногие фотографы в этом поднаторели. Однажды я обнаружил, что у меня это хорошо получается, потому что это в моей природе. Как я уже говорил, этому нельзя научить, и ты не сможешь этому научиться. Просто делай это. Могу дать только один рецепт: один процент — мастерство, один процент — любовь к музыке, один процент — любовь к театральности, один процент — поклонение кумиру, один процент — умение выбрать момент и 95 процентов — интуиция.
Когда ты снимаешь так много, сколько я, и так же плодовит, как и я, рано или поздно ты сфотографируешь кого-то, кто тебе безразличен. Это математика ситуации. Если вопрос в том, кто был хуже и кто был моим любимчиком — это другой вопрос. Не все такие замечательные. Но не все такие уж придурки.
За помощь в создании и подготовке поста особая благодарность нашему редактору Александре Натальчук и Aleksandrina Nn, администратору сообщества Brian May.
Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт
Верно!
С интересом прочитал все многабукф. 🙂