… и где их нашел.
В совести и правде Салтыков-Щедрин видел смысл всей жизни, пытаясь разобраться в том, как устроен мир, как устроены люди. Безжалостно бичуя пороки, показывал без прикрас все то, что нас окружает. Люди должны были увидеть и осознать, что пора менять мир к лучшему. А увидели, что #наулицезима …
Напряженный поиск правды и совести — издревле русский поиск — прослеживается практически в каждом произведении Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Правда и совесть человеческая занимают ум писателя настолько, что в некоторых сказках они выступают как самостоятельные герои.
О скитаниях потерянной добродетели рассказывает писатель в сказке «Пропала совесть»:
Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее — все, казалось, так и отдавалось им в руки, — им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.
Грязная и затоптанная, похожая на тряпку, лежала она посреди улицы, пока случайный прохожий не подобрал ее:
Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие. И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.
Однако испытывать муки совести мужику не понравилось, и он поспешил избавиться от ненужного груза. Сначала попала совесть в руки кабатчика Прохорыча:
«Эге! — вспомнил он, — да, никак, это та самая тряпка, которую я насилу сбыл перед тем, как патент покупать! да! она самая и есть!»
Убедившись в этом, он тотчас же почему-то сообразил, что теперь ему разориться надо.
— Коли человек делом занят, да этакая пакость к нему привяжется, — говори, пропало! никакого дела не будет и быть не может! — рассуждал он почти машинально и вдруг весь затрясся и побледнел, словно в глаза ему глянул неведомый дотоле страх.
— А ведь куда скверно спаивать бедный народ! — шептала проснувшаяся совесть…
С трудом, но избавился кабатчик от разоряющей его совести… Так и переходила совесть из рук в руки, пока не попала в сердце ребенка:
Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть.
Верит ли сам автор в то, что совесть, а значит, и весь наш мир, ждет лучшая судьба? Ведь сначала ребенок должен вырасти и окрепнуть вместе со своим светлым даром в сердце. И, как добро должно быть с кулаками, так и совесть должна обрести силу в крепком, здоровом теле подросшего молодого человека. И тогда уже «совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».
Салтыков-Щедрин верит, что совесть может проснуться в каждом. В сказке «Бедный волк» она неожиданно появляется у хищника, который по кровожадной сути своей должен убивать да разбойничать:
И вот нашелся, однако ж, между волками один, который долгие веки все убивал да разбойничал, и вдруг, под старость, догадываться начал, что есть в его жизни что-то неладное.
Волк долго рассуждает и пытается оправдать свои кровожадные действия тем, что голоден. Однако совесть побеждает. Ничто не мешает и человеку стать выше своих инстинктов, намекает автор читателю.
Правда в произведениях Салтыкова-Щедрина именно такая, какой и должна быть по всем канонам жанра, — голая. В «прерванной сцене» (так охарактеризовал жанр сам автор) «Разговоре Свиньи с Правдою» (из книги очерков «За рубежом») читателю предстает не самый приглядный образ этой добродетели. Правда оказывается юной, но уже «изрядно побитой», покрытой лохмотьями, сквозь которые просвечивает нагота:
Правда, особа, которой, по штату, полагается быть вечно юною, но уже изрядно побитая. Прикрыта, по распоряжению начальства, лохмотьями, сквозь которые просвечивает классический полный мундир, то есть нагота.
Писатель не боится представить Правду именно такой – некрасивой, даже жалкой. Он стремится быть предельно честным как с самим собой, так и с читателями. И рад бы видеть ее сильной и независимой, но не получается — реальность по-своему расставляет приоритеты.
В диалоге со Свиньей Правда не может даже возразить оппоненту. Так и в жизни: наглость, ложь, лицемерие и другие пороки нередко оказываются сильнее правды:
Свинья. А -по-моему, так и без того у нас свободы по горло. Вот я безотлучно в хлеву живу — и горюшка мало! Что мне! Хочу — рылом в корыто уткнусь, хочу — в навозе кувыркаюсь… какой еще свободы нужно! (Авторитетно.) Изменники вы, как я на вас погляжу… ась?
(Правда вновь старается прикрыть наготу. Публика гогочет: правда твоя, Свинья! Изменники! изменники! Некоторые из публики требуют, чтоб Правду отвели в участок. Свинья самодовольно хрюкает, сознавая себя на высоте положения).
Свинья. Зачем отводить в участок? Ведь там для проформы подержат, да и опять выпустят. (Ложится в навоз и впадает в сентиментальность.) Ах, нынче и участковые одним языком с фельетонистами говорят! Намеднись я в одной газете вычитала: оттого-де у нас слабо, что законы только для проформы пишутся…
Правда. Так ты и читаешь, Свинья?
Свинья. Почитываю. Только понимаю не так, как написано… Как хочу, так и понимаю!.. (К публике.) Так вот что, други! в участок мы ее не отправим, а своими средствами… Сыскивать ее станем… сегодня вопросец зададим, а завтра — два… (Задумывается.) Сразу не покончим, а постепенно чавкать будем… (Сопя, подходит к Правде, хватает ее за икру и начинает чавкать.) Вот так!
Выходит, что правду и вовсе могут поглотить более сильные и бесцеремонные соперники? Раздающееся в финале истории чавканье свиньи более, чем красноречиво…
В «Вороне-челобитчике» на поиски правды отправляется ворон.
Более сильные и «высоко летающие» ястреб, кречет и коршун по очереди рассказывают ему каждый о своей правде — суровой и безразличной по отношению к другим:
Хороша правда, да не во всякое время и не на всяком месте ее слушать пригоже. Иных она в соблазн ввести может, другим — вроде укоризны покажется. Иной и рад бы правде послужить, да как к ней с пустыми руками приступиться! Правда не ворона — за хвост ее не ухватишь. Посмотри кругом — везде рознь, везде свара; никто не может настоящим образом определить, куда и зачем он идет… Оттого каждый и ссылается на свою личную правду. Но придет время, когда всякому дыханию сделаются ясными пределы, в которых жизнь его совершаться должна, — тогда сами собой исчезнут распри, а вместе с ними рассеются как дым и все мелкие «личные правды». Объявится настоящая, единая и для всех обязательная Правда; придет и весь мир осияет. И будем мы жить все вкупе и влюбе. Так-то, старик!
Но писатель верит в существование единой для всех высшей справедливости, в присутствии которой исчезнут разногласия. Вот только остается неясным, когда же эта правда воцарится в мире.
Намек на то, где эта высшая добродетель может существовать, появляется в «Рождественской сказке». Ребенок слышит слова батюшки о том, что правда – это, по сути, любовь к ближнему. В момент, когда мальчик умирает, он видит свет и понимает, что это Христос — воплощение Правды. Получается, что существует она только на Небесах…
— Мама! — лепетал он, — смотри! весь в белом… это Христос… это Правда… За ним… к нему…
Он опрокинулся на подушку, по-детски всхлипнул и умер.Правда мелькнула перед ним и напоила его существо блаженством; но неокрепшее сердце отрока не выдержало наплыва и разорвалось…
Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Instagram, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт
Верно
Без малого 200 лет сказкам. Про свинью и правду, актуально как никогда.
правдоискателей было много… а Правда всегда сирота…
Ваша запись Как Салтыков-Щедрин совесть и правду искал… в LiveJournal Media — Как Салтыков-Щедрин совесть и правду искал…
👼
да ничего он не искал.
Талант — Божий дар и достается кому угодно. В данном случае талант достался человеку озлобленному на весь мир, не верящему ни в кого и ни во что. Когда человек всегда знает чего не надо и очень слабо представляет. а что же надо — это называется махровый демагог. Каковым он и был де факто.
Ну раз уж зашла речь о правде, то хотелось бы также добавить немного правды в столь благостное произведение:
«Салтыков, как большинство людей его времени и его круга, испытывал особую тягу к карточным играм, но в отличие от Некрасова, как, опять же, большинство тогдашних людей, играл по маленькой (играть без денег в карты считалось бессмыслицей). Играл Салтыков очень плохо, потому что ему не приходило в голову блефовать, и он совершенно не учитывал психологию и манеру игры своих соперников. При этом игру он воспринимал как серьёзное дело, и проигрыши его очень раздражали. Проиграв, он никогда не считал, что в чём-то ошибся, и по-детски сваливал всю вину на партнёров. Хорошо знавшие его близкие стремились перевести дело в шутку. Игра с чужими неизбежно приводила к скандалу.»
«Первое время Мишенька (шестой ребенок в семье) был любимчиком матери, но в подростковом возрасте отношения резко ухудшились, Миша в её глазах стал худшим, самым неудачным сыном. Со временем это мнение только укрепилось. Она его считала дураком и подлецом, — в общем небезосновательно. Такого же мнения придерживались и другие члены семьи.»
«его (Салтыкова-Щедрина) назначили сначала рязанским, а потом тверским вице-губернатором. На этих должностях Салтыков вёл себя нагло, хамил и самодурствовал, а непосредственное начальство ничего не могло поделать, так как идиот пользовался высочайшим покровительством… Очевидцы вспоминали, что находясь на службе, Салтыков непрерывно орал на подчинённых, а на поданных документах любил ставить идиотские вердикты: «Чушь!», «Галиматья!», «Болван!»
«… в 60-х годах Салтыков взял у матери в долг крупную сумму денег для покупки имения. Имение он купил, но никакого дохода оно не приносило (потому что требовало хозяйственного управления, к чему Салтыков был абсолютно неспособен). Тогда Салтыков сказал, что денег он матери не вернёт. Та в счет погашения долга стала удерживать часть доходов с имения, находившегося с совместном владении с сыном, а затем обошла его в распределении наследства. За наследство Салтыков начал судебную тяжбу со старшим братом Дмитрием Евграфовичем. Так появился знаменитый персонаж «Иудушка» — именно в это время писались «господа Головлёвы».
Ну так далее https://galkovsky.livejournal.com/256503.html
Вопрос: был ли покойный нравственным человеком?
>уже обо всем рассказал и все показал
В «Горький Медиа» буквально неделю назад вышла статья о Салтыкове-Щедрине с таким вот завершающим абзацем:
«Салтыков-Щедрин создал набор идеальных формул и образов для описания политического, зеркально отобразил российскую действительность (зеркало кривое, но оттого, как это ни парадоксально, не менее правдивое) и, возможно, совершил тем самым невольный акт злого литературного колдовства: стер различие между «правдой» и «поэзией» — и мы застряли в вечном Глупове. При всем уважении к таланту и провиденциальным способностям М. Е. Салтыкова — нельзя ли нам другого архетипического мага?«
Не встречал ни одного талантливого человека, которому бы «талант достался» без долгого и упорного труда, зачастую не осознаваемого в силу удовольствия от работы.
Зато встречал множество теоретиков «раздачи талантов», оправдывающих этими теориями какие-то свои когнитивные искажения и комплексы.
Добрым словом и кольтом можно сделать гораздо больше доброго, чем просто — одним добрым словом. :)))