Как выглядели средневековые комиксы?

Довольно неожиданно.

Знакомьтесь, Стефан (Этьен) Хардинг — католический святой и… вагант. Когда родился — точно неизвестно, а скончался в 1134 году. 

Святой Стефан Хардинг. Церковь Святого Стефана в Апатистванфалве, Венгрия, XVIII век (фото: wikipedia.org)

Святой Стефан Хардинг. Церковь Святого Стефана в Апатистванфалве, Венгрия, XVIII век (фото: wikipedia.org)

Будущий святой появился на свет в дворянской семье, получил неплохое образование в Шернборнском аббатстве (Англия). По окончании обучения поступил в валломброзианский монастырь, славившийся строжайшим уставом. Сбежал, долго странствовал и уже в зрелом возрасте поступил в Молемскую обитель в Бургундии.

В 1098 году святой Роберт и святой Альберих, светочи Молема, вместе с 20 братьями, среди которых был и Хардинг, из-за начавшихся раздоров в общине покинули этот монастырь и основали свою обитель в 22 км к югу от Дижона — Сито. 

Библиотека аббатства Сито

Библиотека аббатства Сито

Аббатство прославилось тем, что возродило первоначальный строгий дух западного монашества по заветам Святого Бенедикта и стало первым из монастырей нового ордена — цистерцианцев.

Статуя святого Стефана де Хардинга, третьего настоятеля, на территории аббатства Сито

Статуя святого Стефана де Хардинга, третьего настоятеля, на территории аббатства Сито

Но мы любим Стефана Хардинга вовсе не за это. А за созданную и проиллюстрированную во время его приората (1109 — 1134) Библию (она же «Библия обители Сито»). 

Сцены из жизни царя Давида (Первая и Вторая Книги Царств). Библия Святого Стефана (Этьена) де Хардинга. XII век. Библиотека Дижона (MS. 12 — 15)

Сцены из жизни царя Давида (Первая и Вторая Книги Царств). Библия Святого Стефана (Этьена) де Хардинга. XII век. Библиотека Дижона (MS. 12 — 15)

Фактически если не первые в мире, то первые дошедшие до нас средневековые комиксы. С пояснительным текстом, репликами «персонажей» и даже супергероем — вся история царя Давида разворачивается буквально на глазах. Минимум за век до обнаруженной сотрудниками Лейденского университета миниатюры

Библия Святого Стефана (Этьена) де Хардинга. XII век. Библиотека Дижона

Библия Святого Стефана (Этьена) де Хардинга. XII век. Библиотека Дижона

Бурная юность святого не прошла даром: он прекрасно разбирался в чаяниях «простого народа», из которого происходило и большинство братии монастыря — поменьше текста, побольше картинок, чтобы зрелищно, но чтобы как в жизни. 

Библия Святого Стефана (Этьена) де Хардинга. XII век. Библиотека Дижона

Библия Святого Стефана (Этьена) де Хардинга. XII век. Библиотека Дижона

Две полностраничные «истории», 6 отдельных миниатюр и 29 буквиц, скорее всего, принадлежат именно его «перу», так как, по мнению исследователей, «выдают» англосаксонское влияние. 

Сотворение Адама: литера A Библии Стефана де Хардинга XII века. Библиотека Дижона

Сотворение Адама: литера A Библии Стефана де Хардинга XII века. Библиотека Дижона

Рукописная Библия регулярно использовалась как во время литургий, так и для чтения во время трапез, как указано в примечании на полях.

Библия Святого Стефана (Этьена) де Хардинга. XII век. Библиотека Дижона

Библия Святого Стефана (Этьена) де Хардинга. XII век. Библиотека Дижона

Однако крайняя строгость правил цистерцианцев, решивших неукоснительно следовать учению Святого Бенедикта, поначалу стала серьезным препятствием для новых братьев. Все, что имело хотя бы привкус роскоши и излишеств, безжалостно искоренялось. Только бедность, тишина, молитва и ручной труд. 

Библия Святого Стефана (Этьена) де Хардинга. XII век. Библиотека Дижона

Библия Святого Стефана (Этьена) де Хардинга. XII век. Библиотека Дижона

В 1109 году, ко времени назначения Хардинга настоятелем обители Сито, община сократилась настолько, что братья-цистерцианцы стали всерьез задумываться о крахе своего предприятия. Стефану-Этьену пришлось налаживать связи с местной знатью, чтобы обеспечить доходы монастыря и слегка смягчить его устав, что, однако не помешало выбрать Сито в качестве самой строгой обители легендарному Бернарду де Фонтену (Клервоскому) (1091 — 1153), желавшему достичь высшего монашеского подвижничества. Благодаря Бернарду число цистерцианских монастырей стало быстро расти, и уже 100 лет спустя к ордену принадлежало до трех сотен обителей. 

Статуя Бернарда Клервоского. Церковь Святого Бернара в Фонтен-ле-Дижон

Статуя Бернарда Клервоского. Церковь Святого Бернара в Фонтен-ле-Дижон

Что же Стефан Хардинг? Именно ему принадлежит честь самого тщательного «очищения» библейского текста от разночтений. Он сравнил лучшую к тому времени редакцию Вульгаты Иеронима Стридонского не только с латинскими и греческими рукописями, он привлек для консультаций по поводу сомнительных мест Ветхого Завета даже раввинов. 

Среди множества манускриптов он обнаружил один, который посчитал более полным и попросил его переписать. По завершению этой работы он увидел, что данный текст отличается от остальных, и посчитал, что это связанно с ошибками в рукописи.

Поскольку предполагалось, что латинские переводы всех текстов принадлежат перу Иеронима Стридонского, Стефан попросил ученого иудея указать на места, отсутствующие в еврейской Библии. Он приказал вытереть их из кодекса и оставить лакуны в назидание будущим переписчикам.

Аббат Сито предписал, чтобы эта редакция Библии использовалась во всех цистерцианских монастырях. (И. С. Редькова. Образ города в западноевропейской экзегетике XII века: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. 07.00.03 —  Всеобщая история (средние века) / Московский государственный университет — М.: 2014 — 326 с.).

Библия Святого Стефана (Этьена) де Хардинга. XII век. Библиотека Дижона

Библия Святого Стефана (Этьена) де Хардинга. XII век. Библиотека Дижона

Обновленная под руководством Стефана-Этьена Библия должна была стать своего рода «брендом» ордена, который бы привлек в его ряды новых братьев. Но не стала. Французский исследователь Ги Лобришон считает, что оснований полагать, что последователи Стефана Хардинга восприняли и использовали данную редакцию Библии, нет. Зато в веках остался уникальный манускрипт, по которому можно судить о невероятном масштабе личности человека, жившего почти 1000 лет назад.  

Полистать Библию Стефана Хардинга можно здесь

#наулицезима (свободная тема)

Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Instagram, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт

LearnOff
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
gubarevan
3 лет назад

он прекрасно разбирался в чаяниях «простого народа», из которого происходило и большинство братии монастыря — поменьше текста, побольше картинок, чтобы зрелищно, но чтобы как в жизни.

Измельчал народ однако! Теперь желают не как в жизни, а как в сказке. Но чтобы зрелищно — по-прежнему

kino_sssr
3 лет назад

Спасибо! Вот прямо залип ))
//и параллельно думал, что для фанатов «Страдающего Средневековья» тут поле непаханное, дивные иллюстрации )

3
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x