Отцы и дети («Теперь/ начать о Крученых главу бы…»)

Отцы и дети («Теперь/ начать о Крученых главу бы…»)
Теперь
   начать о Крученых главу бы,

да страшно:
     завоет журнальная знать…

Глядишь―
    и читатель пойдет на убыль,

а жаль:
   о Крученых надо бы знать!

Кто помнит теперь
        о царевой России?

О сером уезде,
       о хамстве господ?

А эти―
   по ней
      вчетвером колесили

и видели
    самый горелый испод.

И въелось в Крученыха
          злобное лихо

не помнящих роду
        пьянчуг,
            замарах…

Прочтите
    лубочную «Дуньку Рубиху»

и «Случай с контрагентом
            в номерах».

Вы скажете―
     это не литература!

Без суперобложек
        и суперидей.

Вглядитесь―
     там прошлая века натура

ползучих,
    приплюснутых,
           плоских людей.


Там страшная
      простонародная сказка

в угарном удушье
        бревенчатых стен;

полынная жалоба
       ветра-подпаска

с кудрями,
     зажатыми промеж колен.

Там все:
    и острожная сентиментальность,

и едкая,
    серая соль языка,

который привешен,
        не праздно болтаясь,

а время свидетельствовать
            на века.


Наклеят:
    «Он мелкобуржуазной стихии

лазейку тайком
       прорывает в марксизм…»

Плохие чтецы вы,
        и люди плохие,

как стиль ваш ни пышен
           и вид ― ни форсист!

Вы тайно
    под спудом
         смакуете Джойса:

и гнил, дескать, в меру,
            и остр ананас…

А то,
  что в Крученых
         жар-птицею жжется,

совсем не про это,
         совсем не про нас.


Нет, врете!
      Рубиха вас разоблачает,

со всем вашим скарбом
          прогорклым в душе.

Трактир ваш дешевый
         с подачею чая,

с приросшею к скважине
           мочкой ушей.

Ловчите,
    примеривайте,
          считайте!

Ничем вас не сделать
          смелей и новей ―

весь круг мирозданья
          сводящих к цитате ―

подросших
    лабазниковых сыновей.

Вы, впившиеся
      в наши годы клещами,

бессмысленно вызубрившие азы,
защитного цвета
       литые мещане,

сидевшие в норах
        во время грозы.

Я твердо уверен:
        триумф ваш недолог;

закончился круг
       ваших тусклых затей;

вы ― бредом припомнитесь,
            точно педолог,

расти не пускавший
         советских детей.


К примеру:
     скажите, любезный Немилов,

вы ― прочно привержены
           к классике форм

и, стоя
   у «Красной нови» у кормила,

решили,
   что корень кормила ― от «корм»?

Вы бодро тянули
       к чернилам ручонку,

когда,
   Либединского
         выся до гор,

ворча,
   Маяковскому ели печенку;

Ваш пафос―
     Не уменьшился с тех пор?

А впрочем,
     что толку―
          спросить его прямо?!

он примется
     с шумом цитаты листать.

Его наделила с рождения мама
румянцем таким,
       что краснее не стать!


Так вот,
    у таких и отцы были слизни;

их души тревожил
        лишь шелест кушей.

А Вася Каменский―
        возьми да и свистни

в заросшие волосом
         дебри ушей.

Ух, и поднялось же!
          «Разбой! Нигилисты!

Они против наших музеев и книг!»
один ― даже―
      модный профессор речистый

«явленье антихриста»
          выявил в них.

А свист был ― веселый,
           заливистый,
                резкий!

Как нос ни ворочай,
         куда ни беги,

он рвался ― за ставни,
           за занавески,

дразня их:
     «Комолые утюги!»

То свист был―
      всему
         прожитому до реди,

всему
  пережеванному на зубах,

всему,
   что свалялось в родные,
              в соседи,

что пылью крутилось
         в дорожных клубах.


Как вам рассказать
         о тогдашней России?..

Отец мой
    был агентом страховым.

Уездом
   Пузатые сивки трусили.

И дом
  упирался в поля―
          слуховым.

И в самое детство
        забытое, раннее ―

я помню―
    везде окружали меня

жестянки овальные:
         «Страхование ―

Российского общества―
          от огня».

Слова у отца непонятны:
           как полисы,

как дебет и кредит,
         баланс и казна…

И я от них бегал
        и прятался по лесу,

и в козны
    с мальчишками дул допоздна.

А ночью
   набат ударял…
          и на голых

плечах,
   что сбегались,
          спросонья дрожа,

пустивши приплясывать
          огненный сполох,

в полнеба плечом
        упирался пожар.

Я видел,
    как, бревна обняв и облапив

и щеки мещанок зацеловав,
прервав стопудовье
         зловещего храпа,

коробит огонь
      жестяные слова.

«Российского общества»
           плавилась краска,

угрюмые
   рушились этажи…

И все это было
       как страшная сказка,

которую хочется пережить.
Я вырос
   и стал бы, пожалуй, юристом.

А может ― бандитом,
         а может ― врачом.

Но резкого зарева
        блеском огнистым

я с детства был
       взбужен
           и облучен.

И первые слухи
       о новом искусстве

мне в сердце толкнули,
           как окрик: «Горим!»

В ответ им
     безличье, безлюдье, безвкусье,

ничей с ними голос
         несоизмерим.

В ответ им
     беззубый,
         безлюбый,
              столетний

профессорски-старческий вышамк:
               «Назад!»

В ответ им
     унылой,
        слюнявою сплетней

доценты с процентами вкупе
             грозят.

Язычат огнями
      их перья и кисти,

пестреет от красок
         цыганский их стан,

а против―
    желтеют опавшие листья,

что стряхивает с холста
           Левитан.

И тысячи
    пламенной молодежи,

которая вечно
      права и нова,

за ними идут,
      отбивая ладоши,

глядеть,
    как горят
        жестяные слова!
Как вы думаете, какие образы из детства могут лучше всего передать атмосферу ушедшей эпохи?
0
Как вы думаете, какие образы из детства могут лучше всего передать атмосферу ушедшей эпохи?x
Поэзия для души — дайте своим друзьям повод для вдохновения!
Открыть анализ стихотворения
LearnOff
4.75 4 голоса
Оцените произведение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x