«Впереди поэтовых арб»

«Впереди поэтовых арб»
Любовь!
Только в моем
воспаленном
мозгу была ты!
Глупой комедии остановите ход!
Смотрите ―
срываю игрушки-латы
я,
величайший Дон-Кихот!

Маяковский,
«Ко всему»


Вот он возвращается
         из Петрограда ―

красивый,
    двадцатитрехлетний,
              большой…

Но есть в нем какая-то горечь,
               утрата,

какое-то облако над душой.
Сказали:
    к друзьям он заявится
              в среду.

Вошел.
   Маяковского―
         не узнать.

Куда подевались―
        их нету и следу ―

его непосредственность
           и новизна.

Уж он не похож
       на фабричного парня:

белье накрахмалил
        и волос подстриг.

Он стал прирученней,
          солидней,
              шикарней ―

по моде
   последний со Сретенки крик.

(На Сретенке были
         дешевые лавки

готовой одежи:
       надень и носи.

Что длинно―
     то здесь же
           возьмут на булавки;

что коротко―
      вытянут
         по оси.)

Такого вот―
     можно поставить к барьеру:

цилиндр,
    и визитка,
         и толстая трость.

Весь вид―
    начинающий делать карьеру

наездник из цирка
        и праздничный гость.


Они ему крылья
       напрочь обкорнали,

сигарой зажали
       смеющийся рот,

чтоб стал он картинкой
           в их модном журнале

не очень опасных
        построчных острот.

Они его в шик облачили
           грошовый,

чтоб смех,
     убивающий наповал,

чтоб голос его
       разменять
           на дешевый

каданс
   их прислужников-запевал.


На нем же любое платье
           выглядело элегантным;

надетым не для фасонов
           и великосветских врак…

Он был
   какого-то нового племени
               делегатом,

носившим
    так же свободно,
            как желтую кофту,
                    фрак.

И в блеске
     лоснящегося цилиндра

отсвечивал холод,
        лицо озарив;

так―
  в порохе блещущая
          селитра

напоминает
     про грохот,
          про взрыв.


И ― хоть он печатался
          в «Сатириконе»,

хоть впутался в ленты
          ермольевскнх фильм, ―

весь мир его помыслов
          был далеко не

тем,
  чем казался
       для нас,
           простофиль.

Он законспирировал
         мысли и темы;

расширив глаза,
       он высматривал год ―

тот год,
    где поймем и почувствуем
                все мы,

что мир разделился
         на слуг и господ.

Он больше не шел
        против ихних обрядов;

он блуз полосатых
        уже не носил.

И только одно
      не укрыл он, упрятав:

сердечного грохота
         в тысячу сил.


И сразу
   все темы мельчали…

Одна―
  до дрожи стены.

И сразу
   друзья замолчали ―

так были потрясены.
И после,
    взмывая из мрака,

тянулись к нему голоса,
и пестрая вязь
       Пастернака,

и хлебниковская роса;
и нервный, точно котенок
(к плечу завернулась пола),
отряхивал лапки Крученых;
Каменский пожаром пылал;
и Шкловского яростная улыбка, ―
восторгом и болью
        искривленный рот,

которому
    вся литература ― ошибка,

и все переделать бы ― наоборот!

Комедия
   превращалась в «мистерию»:

он зря ее думал
       развенчивать в «буфф»;

все жестче
     потерю ему за потерею

приписывал к жизни
         всесветный главбух.

Все чаще и чаще
       впадал он в заботу,

судьбы обминая
       тугой произвол;

все гуще, как в лямки,
           влегал он в работу

и книгу надписывал подписью:
              Вол.

Огромным
    упорным Самсоном остриженным

до мускульных судорог
          вздувшихся плеч, ―

он речь
   от дворцов поворачивал
              к хижинам,

других за собой
       помышляя увлечь.


И это,
   и все,
      что в стихах его лучшего,

толпа равнодушных
        и сонных зевак

не видела
    из-за лорнета бурлючьего,

из-за скопившихся в сплетнях
              клоак.

Но были в России
        хорошие люди:

действительно―
       соль ее,
           цвет ее,
               вкус.

Их путь, как обычно,
          был скромен и труден.

И дом небогат,
       и достаток негуст.

Я знаю отлично:
       не ими одними

спасен был
     тогдашней России содом.

Но именно эти
      мне стали родными,

с их вкусом,
      с их острым событий судом.

Их пятеро было,
       бесстрашных головок,

посмевших свой взгляд
          и сужденья иметь,

отвергнувших путь
        ханжества и уловок,

сумевших
    меж волков
         по-волчьи не петь.


Сюда сходились все пути
поэтов
   века нашего;

меж них,
    блистательных пяти,

свой луг
    рифмач выкашивал.

Как пахнут
     этих трав цветы!

Как молодо
     и зелено!

Как будто бы с судьбой
           на «ты»

им было стать повелено.
Здесь Хлебников жил,
          здесь бывал Пастернак…

Здесь―
   свежесть
       в дому служила.

И Маяковского
      пятерня

с их легкой рукой дружила.
Взмывало солнце петухом
в черемуховых росах.
Стояло время пастухом,
опершимся о посох.
Здесь начинали жить
         стихом

меж них―
    тяжелокосых.

Но мне одному лишь
         выпало счастье

всю жизнь с ними видеться
            и общаться.

Он,
 заходя к нам,
        угрюм и рассеян,

добрел
   во всю своих глаз ширину,

басил про себя:
       «Счастливый Асеев ―

сыскал себе
     этакую жену!»


Я больше теперь
       никуда не хочу выходить
                   из дому:

пускай
   все люстры в лампах
            горят зажжены.

Чего мне искать
       и глазами мелькать по-пустому,

когда ― ничего на свете
           нет
             нежнее моей жены.

Я мало писал про нее:
про плечи ее молодые;
про то,
   как она справедлива,

доверчива и храбра;
про взоры ее голубые,
про волосы золотые,
про руки ее,
что сделали в жизни мне
           столько добра.

Про то,
   как она страдает,

не подавая вида;
про то,
   как сердечно весел

ее ребяческий смех;
про то,
   что ее веселье,

как и ее обида,
душевней и человечней
из встреченных мною всех.
Про то,
   как на помощь она

приходит быстрее света,
сама никогда не требуя
помощи у других;
про то,
   как она служила

опорою для поэта,
сама для себя не делая
ни из кого слуги.
И каждое
    свежего воздуха

к коже
   касанье,
       и каждая

ясного утра
     просторная тишина,

и каждая
    светлая строчка

обязана ей,
     Оксане, ―

которая
   из воспетых

единственная
      жена!
Какой образ или чувство, описанное в стихотворении, отозвалось в вас и заставило задуматься о собственном опыте любви и потери?
0
Какой образ или чувство, описанное в стихотворении, отозвалось в вас и заставило задуматься о собственном опыте любви и потери?x
Поэзия для души — дайте своим друзьям повод для вдохновения!
Открыть анализ стихотворения
LearnOff
4.6 5 голоса
Оцените произведение
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x