Почему Фредди Меркьюри так любят в России?

Отмечаем день рождения фронтмена Queen Фредди Меркьюри (1946 — 1991). Поколению X, его детям и внукам посвящается…

Концерт Queen в Rosemont Horizon, Чикаго, 19 сентября 1980 года (Photo © Paul Natkin)

Концерт Queen в Rosemont Horizon, Чикаго, 19 сентября 1980 года (Photo © Paul Natkin)

Фредди Меркьюри как шоумен и музыкант и спустя почти 30 лет после своего ухода остается недосягаемой величиной. Но почему он и его творчество так популярны именно в России на протяжении долгих лет? Попробуем разобраться?

И начнем совершенно с неожиданной стороны. 

1. 1991 год

В 1991 году СССР доживал последние дни: павловские реформы, обесценивание денег, повсеместная талонная система, обнищание основной массы населения, ГКЧП… Поднимает голову бандитизм, появляются первые «новые русские», одна за другой «отваливаются» национальные «окраины», окончательно открываются границы, и кто может уехать — немедленно едет. 

У подростков и молодежи оставалось не так-то много перспектив: или начать погоню «за длинным рублем» (долларом), не гнушаясь средствами, или покорно дожидаться своей участи на развалинах государства, или, не имея возможности внешней, уходить во «внутреннюю эмиграцию». 

Виктория Ивлева. Фонтанка, 145 (первые техно-вечеринки Ленинграда, на фото Алексей Хаас), 1991

Виктория Ивлева. Фонтанка, 145 (первые техно-вечеринки Ленинграда, на фото Алексей Хаас), 1991

Неформальные объединения существовали в подпольном и полуподпольном формате и раньше, но именно в 1991 году, особенно после августовского путча, им дали фактически «зеленый свет». Появились новые печатные издания, авторы самиздата стали властителями дум, неформалов стали охотно приглашать на телевидение и радио. 

Но самой если не активной, то заметной частью неформальных объединений молодежи были музыканты и близкие к ним либо территориально, либо по духу тусовщики — поклонники отдельных групп (например, депешисты — фанаты Depeche Mode или алисоманы — фанаты группы Константина Кинчева) или различных стилей и направлений: панки, металлисты, последние русские брейкеры, первые русские рэперы и пр.

Фестиваль «Монстры рока в Тушино», 28 сентября 1991 года

Фестиваль «Монстры рока в Тушино», 28 сентября 1991 года

Еще в 1990 году свое вещание сначала на две столицы, а постепенно на все советское (и далее — на постсоветское) пространство открыли коммерческие радиостанции Europe Plus и «Радио России Nostalgie». Западная музыка стала, наконец, уделом не только «избранных», к ней приобщились миллионы. 

Не отставало и государство. На «Радио Юность», «Маяке» и даже на тоже только что открывшемся «Радио России» без конца крутили зарубежные хиты разных лет, появились новые авторские передачи, посвященные западной и советской рок- и поп-музыке. На этой волне фирма грамзаписи «Мелодия» и вышедший из тени «АнТроп» наладили безостановочный выпуск лучших альбомов классического рока и сборник хитов поп-идолов. 

Пиратская перепечатка альбома Deep Purple Stormbringer (1974)

Пиратская перепечатка альбома Deep Purple Stormbringer (1974)

Пышным цветом расцвел (без тени иронии) советский, а потом российский музжур, и, как ни краток был его век, он оказал весомое, если не главенствующее, влияние на формирование музыкальных вкусов нынешних 40-60-летних россиян.

Страница из журнала «Ровесник», ноябрь 1991 года

Страница из журнала «Ровесник», ноябрь 1991 года

«Ровесник», «Смена» и «Студенческий меридиан», забыв о статусе «воспитателей молодежи», с удвоенной энергией и абсолютно открыто стали писать о личной жизни звезд западной музыкальной сцены, о творчестве новых и старых поп- и рок-исполнителей и групп — по большей части, конечно, зарубежных, но свой «кусок пирога» доставался и русским музыкантам. 

Среди этого изобилия имен не потерялась и группа Queen. В 1989 году вышел их альбом The Miracle, в начале 1991 года — Innuendo. Внимание привлекал необычайной силы и красоты вокал, удивительные гитарные переливы, задорный разноплановый музыкальный ряд, за которым (пока) не угадывалась внутренняя трагедия группы и ее солиста Фредди Меркьюри. Их яркие видеоклипы и эпизоды концертных шоу нет-нет, да и мелькали в эфире или распространялись на видеокассетах (часто их записывали прямо с эфира западных телеканалов, причем в урезанном виде или дайджестом — но поклонники хорошей музыки в СССР были рады и этому). 

23 ноября 1991 года весь мир облетела весть: у солиста всемирно известной группы обнаружен ВИЧ, а 24 ноября Фредди Меркьюри не стало…

Смерть Фредди Меркьюри в 1991 году для школьников или вчерашних школьников, только-только почувствовавших дыхание свободы и получивших доступ в настоящую страну грез, где играет только та музыка, которую они любят, была ударом. Наверное, точно так же, растерянными и осиротевшими, ощутили себя в 1980 году и поклонники Джона Леннона, который открыл, без преувеличения, для всех людей на Земле дверь в новый мир, в буквальном и совершенно не тоталитарном смысле слова перформатировав сознание миллионов. 

Фредди стал первой настолько крупной звездой рок-музыки, который умер буквально на глазах и на руках поклонников. Это уже потом композицию The Show Must Go On стали рассматривать как надежду на лучшее будущее — пусть не для себя, но для других. Тогда она воспринималась в прямом смысле слова как реквием. 

2. The Show Must Go On

Сингл и клип The Show Must Go On вышли в Великобритании 14 октября 1991 года и только 6 февраля 1992 года — в США. 

Между этими двумя датами произошло еще одно событие, и речь сейчас не о смерти Фредди Меркьюри. Речь о прекращении существования СССР как государства и как «красного полюса мира». 250 миллионов человек одним росчерком пера оказались в небытии. Крах посильнее «фантазий Гёте» — так сказал бы поэт, ставший свидетелем другого, не менее сокрушительного краха фактически той же страны. И каждый из 250 миллионов граждан рухнувшего государства внезапно стал предоставлен самому себе. И что же будет дальше, и будет ли вообще?

The Show Must Go On стал одним из символов того периода безвременья. Всё плохо, абсолютно всё, за что ни ухватись — но шоу должно продолжаться, жизнь должна идти дальше, несмотря ни на что. 

Queen: кадр из клипа Who Wants To Live Forever

Queen: кадр из клипа Who Wants To Live Forever

Так из реквиема The Show Must Go On стал гимном последней надежды. Об этом оперативно «смекнули» СМИ, песня и клип (а потом и другие песни и клипы Queen) заняли первое место в сетках вещания уже российских радиостанций и телеканалов (как государственных, так и коммерческих). Всё это объясняли данью памяти великому шоумену и музыканту, восхищением перед творчеством группы и ее вкладом в мировую музыкальную культуру и шоу-бизнес. 

Так продолжалось довольно долго. Queen без устали крутили на телеэкранах и радио по меньшей мере 2-3 года. Кому-то это действительно помогло обрести надежду и встать на ноги — ведь жизнь продолжается, несмотря ни на что. Но в какой-то момент к людям начало приходить настоящее понимание смысла этой «вакханалии» вокруг имени Фредди. Точнее, даже можно назвать дату «перевода стрелок» — 5 апреля 1994 года. День трагической гибели другого яркого шоумена и замечательного музыканта, Курта Кобейна. Надежда сменилась разочарованием, апатией и даже страхом… и смерть Курта пришлась как нельзя «кстати». 

Курт Кобейн на концерте группы Nirvana в Сиэтле (13 декабря 1993 года)

Курт Кобейн на концерте группы Nirvana в Сиэтле (13 декабря 1993 года)

Это ни в коей степени не умаляет значение творчества Фредди и Queen и их вклада в мировую музыкальную культуру и шоу-бизнес. Это просто напоминание о том, что любое событие и любой факт можно использовать как во вред, так и во благо. Смерть Фредди Меркьюри послужила во благо многим людям по всему миру, как ни кощунственно это звучит. И больше всего его жизнь и судьба — по образу, а не по содержанию — отразилась на гражданах бывшего СССР, которых сейчас принято относить к поколению X.  

3. Фанаты и вокруг них

На волне посмертной популярности Фредди Меркьюри в России и других странах бывшего СССР появилось немало поклонников его уникального таланта и незабываемого творчества. Да и вряд ли в 1990-х нашелся хотя бы один молодой человек, который не слышал всё о том же The Show Must Go On, а We Will Rock You и We Are The Champions навеки прописались в репертуаре футбольных фанатов и просто любителей спорта, которых в СССР и на постсоветском пространстве всегда было больше, чем поклонников хорошей музыки. 

Полноформатный постер-буклет «Меломан» (1993)

Полноформатный постер-буклет «Меломан» (1993)

Доставать материалы было непросто. Завязывались «клубы по переписке»: ребята из разных городов обменивались крупицами (да, по сравнению с сегодняшним изобилием, это были жалкие крохи) информации о Queen и Фредди, полученными из разных, не всегда надежных, источников. Постеры из западных, да и российских журналов и профессиональные фотографии ценились если не на вес золота, то близко к тому. 

Не было проблем разве что с самим творческим наследием группы (по крайней мере, официальным): кассеты продавались на любом лотке, а в студиях звукозаписи можно было за небольшие деньги заказать запись любого альбома. С видео было посложнее, хотя бы потому, что видеомагнитофоны всё еще оставались для многих недоступной роскошью, по ТВ Queen крутили часто, но этот «момент» надо было «ловить». Но вскоре у многих так или иначе появились на руках кассеты с Greatest Flix I и II. Так же или примерно так же обстояли дела и у большинства постсоветских фанатов других зарубежных рок- и поп-исполнителей. 

На волне недостатка информации некоторые восторженные граждане стали выдвигать различные конспирологические теории болезни и смерти Фредди Меркьюри: Фредди отравили, специально заразили, это происки мировой закулисы, желающей погрузить весь мир в пучину разврата, Меркьюри — не гей и никогда им не был, но ЛГБТ нужна была своя весомая гей-икона, и Фредди с его беспорядочным образом жизни как нельзя лучше подошел на эту роль. И снова по кругу: вот потому его и заразили и обвинили в нетрадиционной сексуальной ориентации, и даже беспорядочный образ жизни — это только постановка для прессы, которой надо о чем-то писать, а на самом деле всё было не так, он любил только девушек, но всех друзей и родных заставили замолчать или купили, хотя на самом деле в частных беседах они говорят совершенно иное и т.д., и т.п. 

Но если лет 20 — 25 назад подобные теории еще выглядели пусть и нелепо, то довольно свежо и любопытно, то сейчас они уже смахивают на откровенное мошенничество. Интернет открыл доступ к самым полным и достоверным материалам о Фредди и Queen, и о жизни, личности и творчестве Меркьюри высказалось и написало так много людей, что докопаться до истины стало до банального просто: достаточно сравнить несколько источников. 

Фейспалм в исполнении Брайана Мэя

Фейспалм в исполнении Брайана Мэя

С годами фанаты поуспокоились, начали устраивать свою жизнь, и о своем увлечении если не забыли, то отложили его до лучших времен. В Москву Брайан Мэй и Роджер Тейлор приехали только в 2004 году, на презентацию мюзикла We Will Rock You. Тогда группа выступила вместе с Земфирой на премии MTV Russia Music Awards, они совместно исполнили We Are the Champions. Мюзикл продержался на сцене всего лишь год: тема бунтарства и стремления к свободе начала себя изживать в относительно «сытых» 2000-х в России. 

В 2008 и 2012 году Queen дали полноценные шоу в Москве (а также в Харькове, Риге, и в 2012 году — в Киеве). И если в Харькове группа установила новый мировой рекорд — 350 тысяч человек заполнили площадь Свободы — то в Москве их встретили зияющими усмешками пустые ряды «Олимпийского». 

Концерт Queen в Харькове 12 сентября 2008 года

Концерт Queen в Харькове 12 сентября 2008 года

Время уже изменилось, и, казалось, навсегда: в The Show Must Go On с московской сцены снова зазвучали нотки реквиема. Реквиема по группе и по великому будущему в свободной стране, о котором мечтали советские дети 1991 года. 

4. Фильм «Богемская рапсодия»

Фильм, посвященный Фредди Меркьюри — это идеальный образец долгостроя уровня египетских пирамид или Нотр-дам-де-Пари. Конечно, не в вечном, а во временнОм плане. Незамысловатая по сюжету и убойная по энергетике кинолента действительно смогла повернуть время вспять и на 2 часа «вызвать к жизни» дух Фредди Меркьюри.

Кадр из фильма «Богемская рапсодия»

Кадр из фильма «Богемская рапсодия»

И если для всего остального мира 40-60-летних поклонников группы это была яркая, но всего лишь ностальгия по молодости, в России она стала ностальгией по тому самому миру надежд, который поддерживался рефреном The Show Must Go On. Это было немаловажным фактором с учетом событий вокруг нашей страны в последние годы — событий, которые еще ждут своей оценки, быть может, еще через 30 лет. 

После фильма армия поклонников Queen и Фредди выросла многократно по всему миру за счет подростков и молодежи, наконец-то оценивших родительские вкусы. То же самое произошло и в России и снова с поправкой на то, что The Show Must Go On теперь стал рефреном надежды для нового поколения, которое тоже внезапно оказалось на распутье. 

Только характер у этого распутья был уже совершенно иной. Если родители были нищими в материальном отношении, то современные дети (большинство) получили доступ почти ко всем благам цивилизации, просто им настало время выбирать: продолжать ли следовать законам общества потребления или, наконец-то, обратить свой взор на духовную природу человека. 

Памятник Фредди Меркьюри в Монтрё

Памятник Фредди Меркьюри в Монтрё

Фильм «Богемская рапсодия» всколыхнул уже не бытовые, а бытийные вопросы, исподволь заставил задуматься о важности прошлого для будущего. Незамысловатый сюжет фильма стал сюжетом современной молодежи: это общество больно, его нужно лечить, но есть ли лекарство, кроме неимоверной силы духа? 

Жаль, что эта волна в свете последних событий в стране и мире тоже сошла на нет. Сейчас все озабочены поисками совсем другого лекарства. Ну что, The Show Must Go On? 

Автор: Александра Натальчук, редактор проекта Learnoff, создатель сообщества QUEEN TIME, администратор международной группы Friends who like Queen.  


Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Instagram, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт

LearnOff
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
alnikol
4 лет назад

странное слово — фронтмен…

leokand
4 лет назад

Странный текст. Вынесенный в заголовок вопрос «Почему Фредди Меркьюри так любят в России?» так и остался без ответа. Тем более, остался без ответа вопрос, чем любовь к Queen и Меркьюри в России отличается к любви, например, во Франции (где прямо на этой неделе сборник Queen на 7-м месте в чарте, причём нефранкоязычных альбома там вообще всего 2 в десятке).

aka_fantomat
4 лет назад

Хотелось бы напомнить что с Перестройкой и поп-идолами появилось такое понятие как … фанатизм. Слушали и Пурплов, и Квин с «Ночью в опере» и «Мировыми новостями», и Флойдов с «Вишь ю» под студенческие картишки и курсовые, но не было никогда поклонения. А фанатение это когда влюбленные и офигевшие девчонки кончали от экстаза, этого любитель рока никогда не принимал. Кстати все прекрасно понимали что это одна из составляющих поп-культуры — когда музыканты и лейблы отбивали бабло.

vitiay
4 лет назад

Да пофиг было на Меркури. Цой когда умер, вот это все офигели.

prosto_gad
4 лет назад

не могу согласиться с автором, но это его правда, моя не имеет никакого отношения к политике, СССР был еще жив, Ельцин бухал еще не на камеру, но ветер чего то непонятного будоражил сознание. Квин начался по серьезному неожиданно, из кино. Случилось это перед моим призывом в армию, осенью 1988 года. В фильме я открыл для себя Шона Коннери и собственно Фреди. Эта музыка и сейчас не может оставлять меня равнодушным, и для меня Who Wants To Live Forever намного ближе, чем Bohemian Rhapsody и We Will Rock You и много другого, это не самое яркое творение Фредди, но для меня…
https://www.youtube.com/watch?v=T5VNIIXj_gQ
Сразу скажу, что слушать рок начал с начала 80, самое наверно первое, которое окончательно пробило кору на уровень восприятия это Blackout Скорпов, да много можно перечислять, вспоминая и Accept и перпл, билли айдола, диси, цеппелин, форинжер, пинк флоид и много другого, повторюсь — это было примерно с 85 по 88 года, концом СССР не пахло. К нам в класс пришел с другой школы Вовка Волощук, где он пластики и кассеты было кажется не важно, но включить ровно в 12 дня Hells Bells было круто, физичка явно не знала творчество диси и при звуках колоколов зависла.
ну да не суть, речь ведь о квинах, их клипы впечатляли, видеокассеты с ними брались на ровне с ужастиками, и боевиками, честно,я не помню более художественных клипов других групп того времени.
что касается фильма недавнего о Фредди -я выключил его минуте на 30, не смог это смотреть, там не про квинов и Фредди — там про гомосексуализм, при чем при жизни Фредди хоть и был бисексуалом, но явно не делал из этого идею жизни. Для меня он останется певцом, который брал 4 октавы, довольно скрытным на личную жизнь, любившем кошек и восточный антиквариат, оставивший после себя целый внутренний мир со смыслом
https://www.youtube.com/watch?v=80wH6mtRh3I
его смерть поразила меня несправедливостью, мне искренне жаль,что он ушел так рано, я точно знаю, что у него не выдохся талант. Для многих, ушедших рано артистов смерть была сродни бальзамированию. Но не для него

dr_eburg
4 лет назад

Я один здесь знаю, что Queen выпускали музыку ДО 1989 года?

cambria_1919
4 лет назад

Как же не любить Фредди в России, видя его в костюме Фавна — в каком был Нижинский?
И к чему тут политика каких-то бородатых ушедших лет?
Наверное, в посте всё же речь не о любви или симпатии к этой музыке, а о фанатах определённого возраста и определённых мечтаний?
Богемская рапсодия очень скучный и бессмысленный фильм.

amazedworld
4 лет назад

Вертлявый он.
И песни не о чем.
Идол гомиков, вот и раскрутка.
Ничего выдающегося нет.
Попса.

ptitz
4 лет назад

о группе узнала, скорее, в конце 80-х — начале 90-х. У нас в Ижевске была отличная радиопередача с дурацким названием «На эстрадной радиоволне», ведущий которой ставил кучу музыкальных новинок — советских и мировых. Тогда не ценила, а сейчас понимаю, как это было круто 🙂

Анонимно
Анонимно
4 лет назад

Малек в роли Меркьюри ужасен, нет и тени Фредди в том кого нам изображает этот малорослый необаятельный, похожий на больного базедовой балезнью актеришка! А сам фильм банальная пародия на реальные события. Не найти похожего актера, упустить шанс воспроизвести на экране точной копией настоящего Меркьюри лишний раз показывает, что креативом группы был сам Фредди, а старики Куин, просто незаморочились задуматься о сходстве!!! Так же отвратительно воспроизведены манеры сценодвижения членов группы.

kino_sssr
4 лет назад

Неформальные объединения существовали в подпольном и полуподпольном формате и раньше, но именно в 1991 году, особенно после августовского путча, им дали фактически «зеленый свет».
==
Вы ошибаетесь, это все началось года на 4 раньше. А писать о западной музыке стали еще раньше

И нет, я не заметил, чтобы поклонников Фредди в России было как-то особенно много. По-моему, примерно, так же, как и в других странах. А в процентном отношении в сравнении с фанатами других групп/исполнителей/стилей и т.п. — не так уж и много. Большинство же, кроме «Шоу маст гоу он», ничего и не знает.

frostmo
4 лет назад

Впервые услышал Queen в далеком 1976 году и это была «Ночная опера». Необычный голос, необычная музыка и все это вдохновляло и давало стимул в жизни. Любовь к Квинам неугасима. Эта музыка в СССР была под запретом, но это и был один из факторов, почему эта страна рухнула.

7vlasovetz55
3 лет назад

Да.
Осенью 1993 я был в гостях в Иркутске.
По ТВ, Show Must Go on крутили через день

kaban_baraban
3 лет назад

На «Монстрах рока» в Тушино был. Жаль, не успел увидеть Фредди живым на сцене. Но в 90-х в одном из наших кинотеатров шёл фильм — концерт Queen в Будапеште, с удовольствием ходил аж три раза. )

stratocaster58
3 лет назад

Моё знакомство с ними началось в 1974 году (Боже!), я учился в 9-м классе и мне дали послушать их Sheer heart attack. Поразили многоголосие (говорят от Uriah Heep?) и разноплановость музыки, хотя мне, «подсаженному» на Deep Purple/Uriah Heep сразу они как-то «заехали». А ведь до A Night at the Opera был еще целый год…
Тем, кто еще не осознал что такое Queen, рекомендуется посмотреть чудесный трехчасовой фильм «Queen. Magic years». Как в оригинале, так и с переводом (лучше — Гаврилова, ИМХО) 🙂

vlapandr
3 лет назад

Его любят, потому что он великий артист.

zinaku
3 лет назад

Не совсем понятна связь популярности группы Queen c 1991-м годом и развалом СССР. Queen был популярен у нас с конца 70-х. Мне не жалко было отдать на рынке в Томске как сейчас помню 45 руб. (а это была вся моя стипендия за месяц) за альбом «Sheer Heart Attack» в 1984-м году. А то что Фредди исполнял перед смертью у нас считалось немного попсовым.

byacs
2 лет назад

Мне кажется это ошибка — его должны любить в России — он вылитый Сталин.

Это известная фотография, а вот выявлены неизвестные, в цвете:

В кремлевской квартире.

2

сталин и ворошилов.png

19
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x