7 сентября — 150 лет со дня рождения выдающегося русского писателя Александра Ивановича Куприна.
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября (26 августа по ст. ст.) 1870 г. в уездном городке Наровчат Пензенской губернии, в семье секретаря уездного съезда Ивана Ивановича Куприна. Уже в следующем году семья осиротела: очередная эпидемия холеры унесла жизнь отца будущего писателя.
Александр и две его сестры остались на попечении матери, Любови Алексеевны, происходившей из рода татарских князей Куланчаковых. Доходов у вдовы, кроме ренты с небольшого поместья, не было, и через 2 года она приняла решение уехать с детьми в Москву.
В Москве Любовь Алексеевна по протекции богатых родственников определила дочерей в закрытые учебные заведения на казенный счет, а сама поселилась в Кудринском вдовьем доме. Много позднее, в 1914 г., писатель отразил воспоминания об этом времени в пронзительном рассказе «Святая ложь».
Любовь Алексеевна, по воспоминаниям современников, была «женщиной с сильным, непреклонным характером, исполненным высокого благородства», хоть подсознательно и винила Александра во всех своих бедах, подавляя волю ребенка. Впрочем, уже в 1876 г. она, не в силах больше содержать сына на вдовьих харчах, отдала его в казенный Разумовский пансион, где он пробыл 4 года.
В августе 1880 г., по окончании пансиона, Куприн выдержал экзамены во 2-ю Московскую военную гимназию, преобразованную двумя годами позже в кадетский корпус.
Нравы, царившие в его стенах и то, как они отражаются на неокрепшей душе подростка, Куприн позже описал в автобиографической повести «На переломе» («Кадеты») (1900). Тем не менее, именно в кадетском корпусе он начал пробовать себя в литературном творчестве, начав со стихов и переводов.
Но первой публикацией начинающего писателя стал рассказ «Последний дебют» (1889), помещенный в журнал «Русский сатирический листок». В этом произведении, по-юношески незрелом и ориентированном на бульварные романы, впервые прозвучала тема, которая станет определяющей в творчестве писателя: потеря любви равна потере смысла жизни.
Выйдя из училища в чине подпоручика, Куприн отправился к месту службы, в Подольскую губернию, где в захолустных городках – Проскурове и Гусятине – размещался 46-й Днепровский пехотный полк.
Безотрадная муштра в заштатном гарнизоне, вялые интрижки с местными дамами, изредка гусарское ухарство – вот чем были наполнены дни молодого офицера. И только возвращение к литературному творчеству и подготовка к экзаменам в Академию Генерального штаба помогли Куприну оставаться самим собой.
С поступлением в высшее военное учебное заведение не сложилось: заступившись за барышню, Куприн сбросил за борт киевского плавучего ресторана полицейского пристава, о чем немедленно было доложено командующему военного округа.
Но это произошло уже на обратном пути из Петербурга, где писателю удалось познакомиться с В.Г. Короленко и отдать ему рукописи повести «Впотьмах» и рассказа «Лунная ночь». Произведения были опубликованы в 1893 г. журнале «Русское богатство», литературным редактором которого был Короленко.
В 1894 Куприн решил окончательно оставить военную службу, не давшую ему ни денег, ни радости, ни надежды на карьеру. Выйдя в отставку в чине поручика, он уехал в Киев, имея в кармане всего несколько рублей.
Чтобы прокормиться, Куприн устроился репортером в газеты «Жизнь в искусстве», «Киевское слово», «Киевлянин». Благодаря блестящим способностям и высочайшему трудолюбию, ему удавалось кое-как сводить концы с концами, без устали строча фельетоны, рассказы, статьи и стихи под криптонимами и псевдонимами А. К., А. И. К., К-ин, А. Поспелов, Незабудкин, Киевлянин.
Впоследствии, при подготовке к изданию собрания сочинений, Куприн поставил свое полное имя лишь под ничтожной долей из творений того периода. Это, прежде всего, реалистические рассказы «Славянская душа», «Ночлег», «К славе», «Allez!». О последнем с восхищением отзывался Л. Н. Толстой, с которым Куприн познакомился несколько позже. В произведениях «Каприз», «Безумие» и «Странный случай» не обошлось и без влияния модернизма, как раз тогда вступавшего в свою «серебряную» пору.
В 1894-1900 гг. Куприн пробовал себя и во множестве других профессий: токаря и столяра, грузчика и продавца, охотника и рыбака, циркового артиста, суфлера, помощника дантиста и кочегара.
Жажда новых впечатлений вырвавшегося на свободу человека и острая наблюдательность репортера и писателя помогли ему создать такие значимые для его творчества и истории русского реализма произведения как «Молох» (1896) и «Олеся» (1898).
Талант очеркиста наиболее ярко проявился у Куприна в цикле «Киевские типы» – первой книге писателя (1896). В 1897 г. вышел в свет и второй сборник рассказов – «Миниатюры».
В 1899 г., посетив Ялту, Куприн познакомился с А. П. Чеховым, который, в свою очередь, представил его писателю Н. Д. Телешову и издателю популярного либерального «Журнала для всех» В. С. Миролюбову. В Одессе Александр Иванович впервые встретился с И. А. Буниным, ставшим ему другом на всю жизнь.
В 1901 г. Куприн приехал в Москву, имея небольшой сценический опыт в Сумском театре и желая стать актером МХТ. Стать актером ему было не суждено, и в конце года он переехал в столицу, Санкт-Петербург, чтобы занять должность заведующего беллетристического отдела «Журнала для всех». Но уже через несколько месяцев Куприн оставил и ее, женившись на владелице издания «Мир Божий», Марии Карловне Давыдовой, и став его сотрудником.
Через год у Александра Ивановича родилась дочь Лида. На страницах литературных журналов в 1901-04 гг. постоянно появлялись новые рассказы писателя: «Трус», «Болото», «В цирке», «Конокрады».
Тема столкновения между людьми из «приличного общества» и интеллигенцией прозвучала в рассказах «Хорошее общество», «Корь», «Жрец». (1904). В этом же году вышло и несколько лирико-философских миниатюр: «Бриллианты», «Вечерний гость», «Пустые дачи».
Куприн воспринимал как должное свою известность, ставшую после выхода в 1905 г. «Поединка», рисующего нравы русских офицеров, поистине безграничной: не менялся ни круг его интересов, ни круг знакомых, среди которых были довольно сомнительные личности. По воспоминаниям И. А. Бунина,
«слава и деньги дали ему, казалось, одно – уже полную свободу делать в своей жизни то, чего моя нога хочет, жечь с двух сторон свою свечу, посылать к черту все и вся».
Одна интересная деталь: гуляя в ресторанах, Куприн всячески подчеркивал свое полутатарское происхождение, сидя за столом в тюбетейке в позе хана и щуря близорукие глаза. Это была не игра: он действительно, наконец-то, смог почувствовать себя полноправным хозяином своей жизни.
Но, несмотря на постоянные кутежи, Куприн успевал много и плодотворно работать, создавая замечательные прозаические произведения: «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Суламифь» и «Гамбринус» (1907), цикл «Листригоны» (1907 – 1911).
Окончательно покорить сердца читателей ему удалось с выходом в 1910 г. повести «Гранатовый браслет», где с новой силой, тревожно и пронзительно, прозвучала тема любви как смысла жизни.
Гонорары от публикации повести и издания собрания сочинений составили приличную сумму. Куприн переехал вместе со своей второй женой, бывшей воспитательницей Лидочки, Елизаветой Морицевной Гейнрих, и второй дочерью Ксенией, в Гатчину, в собственный дом, которого у него никогда раньше не было. Правда, дом был куплен в рассрочку.
В Гатчине писатель продолжил работу над рассказами и повестью «Яма», вышедшей в 1915 г. и эпатировавшей даже прогрессивных критиков.
Помимо литературного труда, он пристрастился к выращиванию овощей на огороде и фруктов в собственной оранжерее, завел множество кошек и собак.
Первую мировую войну Куприн воспринял как «справедливую», из-за чего окончательно разошелся во взглядах с Горьким, с которым дружил почти 15 лет и который в своем издательстве «Знание» опубликовал несколько сборников его рассказов. В ноябре 1914 г. писатель добровольно вызвался обучать новобранцев на полигонах в Финляндии. Но уже через несколько месяцев из-за болезни сердца ему пришлось оставить службу, и он вернулся в Гатчину.
Февральскую революцию Куприн воспринял с надеждой, однако к большевикам у него доверия не было. Обратившись к Ленину с просьбой об учреждении газеты «Земля», писатель получил отказ от вождя, не увидевшего в его предложении «четкой идейной позиции». Через несколько месяцев Куприн был арестован, но через три дня отпущен. Вскоре Гатчину заняли войска Северо-Западной белогвардейской армии.
До тех пока армия не была разбита под Петроградом, Куприн редактировал ее газету. После отступления он перебрался ненадолго с женой и дочерью Ксенией в Нарву, где сотрудничал со «Свободной Россией». Поняв, что дело белого движения проиграно, Куприн вместе с семьей через Финляндию уехал в Париж.
Годы эмиграции были крайне тяжелыми для писателя, прежде всего, в материальном отношении. Куприн безуспешно пытался заняться выращиванием ненужного французам укропа, его жена потеряла последние деньги, открыв переплетную мастерскую.
Семье удавалось хоть как-то выжить на скромные гонорары за переводы произведений писателя, статьи и очерки. В 1933 г. Бунин, получив Нобелевскую премию, переслал часть денег Куприну.
Тяжелое материальное положение заставило писателя взглянуть на жизнь по-новому.
«Прекрасный народ, – высказывался Куприн о французах, – но не говорит по-русски, и в лавочке, и в пивной – всюду не по-нашему… А значит это вот что – поживешь, поживешь, да и писать перестанешь».
Но писать не перестал. В 1928-33 гг. он активно работал над автобиографическим романом «Юнкера», чтобы показать российскую армию такой, какой она была в лучшие годы: непобедимой и бесстрашной.
В середине 1930-х гг. у Куприна обнаружили рак пищевода и нарушение мозгового кровообращения. Лечиться или делать операции было не на что. Неожиданно к супруге писателя обратились из посольства СССР: новой власти требовалась поддержка со стороны талантливых писателей, которые вернулись бы из-за границы. В конце мая 1937 г. жена отвезла Александра Ивановича в Советскую Россию, дочь Ксения приехала только в 1958 г.
«Если бы я знал, что умираю, непременно и скоро умру, то я бы уехал на родину, чтобы лежать в родной земле» – писал Куприн, еще находясь в эмиграции.
25 августа 1938 г., писатель скончался на руках у жены. Похоронили Александра Ивановича Куприна на Литераторских мостках Волкова кладбища тогда еще города Ленинграда…
Автор текста: редактор проекта Learnoff Александра Натальчук (текст впервые опубликован на портале thankyou.ru)
Верно
Великий??????
Слабенький писатель на уровне графомании. Прославился благодаря порнографии и антирусской антигосударственной пропаганде на иностранные деньги.
Мда.
У нас дома был шеститомник Куприна, еще в детстве почти все из него прочитала. Хорошо писал.
«но не говорит по-русски, и в лавочке, и в пивной – всюду не по-нашему… А значит это вот что – поживешь, поживешь, да и писать перестанешь».
Как это знакомо.
К Куприну у меня отношение сложное. Есть вещи, которые читались легко, например, Суламифь в ранней юности, а есть, которые вызывали тягостное впечатление, тот же Гранатовый браслет или Поединок. В доме было его собрание сочинений в 9 томах 1970 года, но любила его моя матушка
Большое спасибо. Очень хороший пост.