Если и проходил когда-то в мире летний музыкальный фестиваль, оставивший неизгладимый след в истории — это Live Aid. 13 июля 1985 года. 35 лет назад. Фестиваль, после которого изменилось всё, а Queen обеспечили себе место в истории…
Queen не сразу согласились принять участие в Live Aid, благотворительном концерте на стадионе «Уэмбли» в помощь голодающим Эфиопии, организованном Бобом Гелдофом. Фредди Меркьюри опасался, что их выступление будет расценено как политическое заявление. Гелдоф в конце концов убедил группу, что у концерта не будет никакой политической подоплеки. К тому же шоу собирались транслировать по всему миру, и это была бы самая большая аудитория из всех, перед которыми Queen когда-либо выступали.
Как только группа вернулась с японских гастролей, менеджер Джим Бич организовал встречу с Харви Голдсмитом, промоутером Live Aid. К тому времени уже было известно, что параллельно пройдут два концерта: в Лондоне и Филадельфии.
В самом начале встречи Джим сказал Харви, что хотел бы договориться о времени выступления Queen. Харви покачал головой и пробурчал:
«Ну вот, еще одна группа, которая хочет играть на закрытии концерта…»
Иными словами, большинство заявленных групп, согласившихся принять участие, хотели считаться хедлайнерами мероприятия. Однако у Queen были другие планы, они попросили поставить их где-то на 18 часов по Гринвичу. Харви немедленно согласился.
10 июля Queen отправились в Shaw Theatre в Кингс-Кросс, где в течение трех дней беспрерывно репетировали для Live Aid. Каждой группе было дано всего по 18 минут. Перед началом репетиций Queen не один час обсуждали, какие из многочисленных хитов лучше всего сыграть; нужно было извлечь максимальную пользу из краткого выступления.
Наконец, они выбрали несколько номеров в сокращенном варианте, чтобы успеть сыграть как можно больше за ограниченное время. Для работы на шоу решили привлечь к работе своих технических специалистов: нужна была уверенность в том, что все оборудование правильно смонтировано, настроено и идеально работает.
Для них это было важно: времени на проверку и настройку инструментов не было. Все привлеченные техники добровольно согласились помочь и работали вместе с персоналом других групп; одна группа должна была сменять другую в самые сжатые сроки: вращающаяся сцена не оставляла времени на раздумья.
13 июля 1985 года стадион «Уэмбли» был переполнен, погода была на удивление жаркой и солнечной, несмотря на то, перед тем несколько дней шел дождь. Мероприятие началось в полдень со Status Quo, сразу задавших ритм шоу громогласным Rocking All Over The World. Весь день прошел без происшествий и проблем. Толпа приветствовала всех артистов с огромным энтузиазмом, атмосфера была наэлектризованной.
Queen вышли на сцену в 18:44: время было выбрано идеально. Они стали первыми, кого увидели телезрители в Штатах, поскольку именно в это время включился телемост с Филадельфией. Сразу после того как Фредди сел за рояль и сыграл несколько первых аккордов «Богемной рапсодии», он стал абсолютным хозяином стадиона.
Всего за 20 минут он влюбил в себя все 1,9 миллиарда человек (по данным CNN и 1,5 миллиарда по данным New York Times), следивших за трансляцией по всему миру. Его юмор, его гипермаскулинная и в то же время фантастическая кэмп-энергия, и его феноменальный голос были неотразимы. Он проделывал все с удивительной естественностью, как будто выступление перед многомиллионной телевизионной аудиторией было для него чем-то привычным и будничным.
По словам Боба Гелдофа, он чувствовал, что у Queen самый лучший звук. В момент их выступления он находился в аппаратной «Уэмбли», пытаясь упорядочить хаос, и на мгновение остановился. Он прислушался к музыке и понял, что ее качество внезапно стало несоизмеримо лучшим (технические проблемы были повсеместными). Он спросил: «Кто это?», и ему ответили: «Queen». На несколько минут он приостановил работу, очарованный шоу.
Группа доказала, что им не нужны их яркие костюмы и атрибутика из 1970-х: все внимание было сосредоточено только на них самих и их шоу.
«Что мне больше всего понравилось, так это то, что зрители чувствовали себя частью шоу. Когда он пели вместе с нами, это было потрясающе», – отметил Фредди Меркьюри в интервью вскоре после Live Aid.
Басист Джон Дикон таким образом сформулировал чувства Queen в связи с Live Aid:
«Это был первый день, когда я почувствовал гордость от того, что я участвую в музыкальном бизнесе, гораздо чаще я чувствовал нечто противоположное! Но тот день был великолепен: все участники забыли, что такое конкуренция… И мы получили огромную моральную поддержку, потому что увидели, насколько сильно нам симпатизирует публика в Британии и что у нас есть, что предложить людям».
Гитарист Брайан Мэй признал, что на Live Aid у Queen было большое преимущество перед многими другими группами, потому что в первой половине 1980-х годов они привыкли играть на забитых до отказа публикой стадионах, главным образом в Южной Америке. И скромно заметил:
«Мы все играли хорошо, но Фредди поднял нас на новый уровень».
По иронии судьбы, участие Queen в Live Aid было подвергнуто критике со стороны музыкального журнала New Musical Express и некоторых других музыкантов. Группе вновь припомнили нарушение культурного бойкота апартеида в ЮАР и серию концертов 1984 года в Сан-Сити, после которых Queen были оштрафованы Союзом музыкантов и попали в черный список ООН.
Время расставило все по своим местам. В 2005 году свыше 60 артистов, журналистов и продюсеров, принявших участие в опросе BBC Channel 4, проголосовали за выступление Queen как за лучшее живое выступление всех времен.
Queen обеспечили себе место в истории. Это событие стало идеальной сценой для Фредди, и он не упустил возможность продемонстрировать свой талант всему миру. Его впечатляющее выступление на Live Aid, которое не только воскресило Queen, но и сделало их одной из самых успешных групп всех времен – всего лишь часть его щедрого наследия…
Дженнаро Кастальдо, директор по коммуникациям Британской ассоциации производителей фонограмм (British Phonographic Industry/BPI), о достоинствах музыки Queen, которые позволили ей выдержать испытание временем:
«Простая истина заключается в том, что музыка Queen и история группы, которая теперь полна легенд о Фредди, пользуются поистине вневременной привлекательностью. Их музыка говорит обо всех возрастах и разных поколениях и связана с культурами по всему миру – их обожают, например, в Южной Америке и Южной Европе. Как и The Beatles, они являются одними из самых доступных и узнаваемых коллективов в истории музыки.
Музыка Queen развивалась с течением времени по мере того, как развивалась сама группа, поэтому у них всегда было что-то новое. Их музыка была революционной и новаторской, группа создавала такие отличные знаковые песни, исполняя и представляя их по-своему, в том числе с помощью своих классических музыкальных клипов, которые всегда были крайне интересными.
Легендарные живые выступления Queen во главе с Фредди также добавили им универсальной привлекательности, и не в последнюю очередь, благодаря «украденному шоу» на Live Aid в 1985 году, которое утвердило их в статусе глобальных суперзвезд».
А теперь насладимся полной версией выступления Queen на Live Aid 13 июля 1985 года (отреставрировано: Chief Mouse):
Источники:
Джеки Ганн, Джим Дженкинс. As It Began (перевод)
Питер Хоуген. Полный путеводитель по музыке Queen
https://edition.cnn.com/interactive/2018/11/opinions/queen-live-aid-cnnphotos/
https://www.imdb.com/title/tt0261024/trivia
и др.
Перевод и составление: редактор Learnoff Александра Натальчук, создатель сообщества QUEEN TIME, специально для марафона #92днялета
Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Telegram, Наш сайт
Правильно
Великолепное выступление!
Сейчас как раз читаю книгу Питера Хинса, их гитарного техника. История группы глазами тех, кто за сценой. Пока еще не много успела прочесть, но надеюсь, что и до этого концерта дело дойдет. Очень много в книге интересных подробностей о том, что обычно зритель не видит, но что является неотъемлемой частью концерта.
Толковый пост. Первая годнота в промо за последние много месяцев, если не лет.
Посмотрел канал — есть интересные посты. Подпишусь, пожалуй.
«Он спросил: «Кто это?»»
И это организатор концерта !
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Обалденные вещи
Фредди прекрасен!
Фредди… это дааа… это эпоха…