Изысканность — это то, что мы потеряли навеки 19 июля 1914 года!.. Вернее: 25 октября 1917 года. (Игорь Северянин)
Пожалуй, никто в русской литературе с таким наслаждением не смаковал шоколад, как Игорь Северянин (1887 — 1941). Даже Валерий Брюсов, решив спародировать Северянина и эгофутуристов, в 1913 году обратил на это внимание в «Стихах Нелли». А, как известно, в хорошей пародии ничего не появляется просто так:
Кучер остановит ход у «Эльдорадо»,
Прошуршит по залам шелк, мелькнет перо.
«Нелли! Что за встреча!» — «Граф, я очень рада…»
Шоколад и рюмка трипль-сек-куантро.
Но и сам Северянин поначалу относился к своему творчеству не вполне серьезно, как «иронизирующее дитя». Правда, и эта ирония тоже была … не всерьез. Такая игра с зеркалами рано или поздно заканчивается плохо.
Об этом после. А пока давайте же насладимся околошоколадными эксцессами «короля поэтов». Кстати, есть у Северянина такое высказывание:
Половые эксцессы — изысканная инструментовка симфонии чувственности.
Что ж, излишества вредны, но на определенном уровне восприятия действительно сродни изысканности. До оскомины и горечи. Заглянем?
И сразу нас встречает не кто иная как эксцессерка из дебютного (на самом деле нет, но официально — да) сборника Игоря Северянина «Громокипящий кубок» (1913):
Эксцессерка
Ты пришла в шоколадной шаплетке,
Подняла золотую вуаль.
И, смотря на паркетные клетки,
Положила боа на рояль.Ты затихла на палевом кресле,
Каблучком молоточа паркет…
Отчего-то шепнула: «А если?..»
И лицо окунула в букет.У окна альпорозы в корзине
Чуть вздохнули, – их вздох витьеват.
Я не видел кузины в кузине,
И едва ли я в том виноват…Ты взглянула утонченно-пьяно,
Прищемляя мне сердце зрачком…
И вонзила стрелу, как Диана,
Отточив острие язычком…И поплыл я, вдыхая сигару,
Ткя седой и качелящий тюль, –
Погрузиться в твою Ниагару,
Сенокося твой спелый июль…
Притворимся, что это была всего лишь прелюдия и «плывем» дальше. Лето 1915 года. Дата 19 июля 1914 года давно осталась позади, но в воздухе еще не веет непоправимостью, хотя привычные звуки мирной жизни уже не слышны (стихотворение из сборника Victoria regia, 1915):
Рондель белой ночи
Сегодня волны не звучат,
И облако — как белолилия.
Вот английская эскадрилия
Плывет из Ревеля в Кронштадт.
Ты на балконе шоколад
Кусаешь, кутаясь в мантилии.
Сегодня волны не звучат,
И облака — как белолилии.
Я у забора. Горный скат.
Ах, ленно сделать мне усилия —
Сбежать к воде: вот если б крылия!
Я странной немотой объят
И жутью: волны не звучат.
Но время неумолимо, и маленькая плитка шоколада в руках прелестной дачницы внезапно превращается в нечто угрожающее и перекрывающее не только звук, но и свет — в том числе и в значении «мир» (сборник «Тост безответный», 1916):
Это страшно
Это страшно! — всё одно и то же:
Разговоры, колкости, обеды,
Зеленщик, прогулка, море, сон,
Граммофон, тоска, соседей рожи,
Почта, телеграммы про победы,
И в саду все тот же самый клен…Из окна коричневая пашня
Грандиозной плиткой шоколада
На зеленой скатерти травы.
Где сегодняшний и где вчерашний
Дни? Кому была от них услада?
Я не знаю! Знаете ли вы?
После 25 октября 1917 года в новой России от былой изысканности мало-помалу не осталось и следа. В последний раз в Москве Игорь Северянин побывал 27 февраля 1918 года, на знаменитом вечере поэтов в Политехническом музее:
В Москве в конце февраля 1918 года были назначены выборы короля поэтов. Выборы должны были состояться в Политехническом музее, в Большой аудитории. Ряд поэтов, объявленных в афише, не приехал — например, К. Бальмонт. Стихи петербургских поэтов читали артисты. Среди многих выступающих на этом своеобразном вечере были Маяковский и Игорь Северянин. Страстные споры, крики и свистки то и дело возникали в аудитории, а в перерыве дело дошло чуть не до драки между сторонниками Северянина и Маяковского. Маяковский читал замечательно. Он читал начало «Облака» и только что сработанный «Наш марш»… Королем был избран Северянин — за ним по количеству голосов следовал Маяковский. Кажется, голосов тридцать или сорок решили эту ошибку публики. (Яков Черняк)
В начале марта Северянин возвращается на дачу в Тойлу и остается в Эстонии до конца своих дней: сначала как вынужденный эмигрант, а с 1921 года — как гражданин Эстонии.
В 1919 году он издал сразу три сборника: «Creme des Violettes» (избранное), «Puhajogi» и «Вервена. Поэзы 1918—19 гг.»:
В новых книжках Северянина можно сыскать стихи той кисейной нежности, на которую он большой мастер, но все его гризетки, дачницы, кусающие шоколад, и соловьи, защитники куртизанок, идут мимо, в лучшем случае утомляя, в худшем — раздражая. И три книжки, лежащие передо мною, — они отзвук старого Петербурга и старой Москвы, только памятка — в них нет крови, ни плоти тех дат, которые стоят на их обложке. (А. Дроздов).
Но мало-помалу стихи Северянина снова обрели — теперь уже новую — плоть. Как писал сам поэт, он «простотой идёт va banque»:
Ничего никому не нужно, кроме физиологических отправлений. Искусство, наука, «идейность» – или поза, или выгода. (Игорь Северянин)
Но и в этой «простоте» снова нашлось место для шоколада.
И даже для целой кондитерской. Кондитерской для мужчин из сборника «Плимутрок» (1924). Где те самые «эксцессы» расцвели едва ли не с прежней силой:
Потом приходит старый доктор:
«Позвольте шоколадный торт».
— «Как поживает Типси?» — «Дог-то?
А чтоб его подрал сам черт!
Сожрал соседских всех индюшек —
Теперь плати огромный куш…
Хе-хе, не жаль за женщин-душек,
Но не за грех собачьих душ!
Вы что-то будто похудели?
Что с Вами, барынька? давно ль?»
— «Мне что-то плохо в самом деле,
И все под ложечкою боль…»
— «Что ж, полечиться не мешало б…»
«Все это так, да денег нет…»
— «Ну уж, пожалуйста, без жалоб:
Я, знаете ли, не аскет:
Не откажусь принять натурой…
Согласны, что ли?» — «Отчего ж…»
— И всей своей дала фигурой
Понять, что план его хорош.
(«Кондитерская для мужчин»)
Уже в 1930-х годах Северянин уходит от грубого натурализма, воскрешая в памяти, на языке и в стихе былые переливы шоколадной палитры вкусов. Впрочем, в «столе» у него еще оставались обломки былых сладко-шоколадных поэз.
Как в стихотворении «Полянка шустрой белки», написанном в 1923 году, но опубликованном только в сборнике «Литавры солнца» (1934):
Над озером полянка,
Полянка шустрой белки.
Там фея и вакханка
Затеяли горелки.
Строга, надземна фея,
Вакханка — как чертенок.
И ветерок, арфея
Над озером, так звонок.
Вокруг полянки — сосны,
Под соснами прохлада,
А в ней спесиво-косны,
Как бы из шоколада,
Грибы, что ледовыми
Зовутся знатоками,
И над полянкой — имя
Поэта, точно знамя!..
Но это были и в самом деле уже обломки — даже не дольки — может, «шоколадок былых времен», а, может, «ледышек». В середине 1930-х годов Северянина волновали более глубокие вопросы, «эксцессы» стали только поводом для бесконечного внутреннего монолога, уже не столь уверенно маскирующегося под диалог то ли с любимой, то ли с треснувшим зеркалом:
Ваши глаза
В недоверчивых Ваших глазах, рассеянно-мягких,
Чуть презрительных, умных глазах
Отражаются мглисто незримые маки
На журчащих безводных ручьях…Да, забвенье без отдыха, без утоленья
Жажда жуткая — глаз Ваших суть.
Здесь, пожалуй, доха неуместна оленья —
Вас похитив, в нее завернуть…Я смотрю в глубину безразлично-прохладных,
Скорбно-наглых и злых Ваших глаз,
Иногда золотых, иногда шоколадных,
Постигая, что мир не для Вас.Слишком дни монотонны, а ночи надрывны,
Пошлость или капризный излом.
Человек не родился, а люди противны
И уж так примитивны при том!..
(Кишинев, 7 апреля 1934)
Поэт постоянно чувствует себя «не своим» и более того — «не своим собственным», чуждым и окружающим, и себе самому. Этот мир и не для него тоже. Он словно «негр на севере», для которого любой шоколад горек:
Негры на севере
У шоколаднотелой Персюльки
В ушах забавно-пестрые висюльки.
На побережье северной реки
Она сидит в сквозной зеленой тюльке.Пасет стада баранов Фертифлюр
Под медленно алеющей рябиной,
И Пепекеке, грустен и понур,
Над суковатой трудится дубиной.Десятый год не видели песков
Взрастившей их, живившей их Сахары.
Десятый год живут в стране снегов,
Про африканские забыв загары.Я иногда люблю под вечерок
Пройти в деревню черных колонистов
И к Персюльки усевшись на порог,
Изнежить душу в соловьиных свистах.Вокруг голубоватые белки
Глаз негритянских, грустных на чужбине.
О дальнем юге грезит Персюльки
И о цветущей — пусть в мечтах! — пустыне.И старый Марля ужин подает,
Такой невкусный вкусам африканским.
И сердце мне горячей болью жжет,
Когда сердцам я внемлю чужестранским.
(«Негры на севере», Пюхайыги, 1935)
И это почти последнее упоминание о шоколаде в творчестве поэта. Никакого шоколада больше не будет, как не будет и «эксцессов». Останется только горечь «обглоданных» надежд, от которой тяжело языку и страшно больному сердцу:
Без нас
От гордого чувства, чуть странного,
Бывает так горько подчас:
Россия построена заново
Не нами, другими, без нас…Уж ладно ли, худо ль построена,
Однако построена всё ж.
Сильна ты без нашего воина,
Не наши ты песни поешь!И вот мы остались без родины,
И вид наш и жалок, и пуст, —
Как будто бы белой смородины
Обглодан раскидистый куст…
(1936)
Только в скорбном и одновременно ироничном самоинтервью «Игорь-Северянин беседует с Игорем Лотаревым о своем 35-летнем юбилее» 1940 года еще промелькнет упоминание о шоколаде. Как о декорации для несбывшейся судьбы, десятилетиями умиравшей так близко и так далеко от Родины:
Комната выдержана в апельсиново-бежево-шоколадных тонах. Два удобных дивана, маленький письменный стол, полка с книгами, несколько стульев вокруг большого стола посередине, лонг-шэз у жарко натопленной палевой печки. На стенах — портреты Мирры Лохвицкой, Бунина, Римского-Корсакова, Рахманинова, Рериха; в углу — бронзовый бюст хозяина, работы молодого эстонского скульптора Альфреда Каска. Игорь Северянин сидит в лонг-шэзе, смотрит неотрываемо на Нарову и много курит.
Я говорю ему:
— Итак, уже 35 лет, как вы печатаетесь.
— Этими словами вы подчеркиваете мой возраст, — смеясь отвечает он. — Пять лет назад я справлял 30-летие. Сегодня я постарел на пять лет. Почему не принято справлять пятилетнего юбилея? Воображаю, с какой помпою и восторгом моя петербургская молодежь тогда приветствовала бы меня! За такой юбилей я отдал бы с радостью все последующие 30 лет жизни! Тогда меня боготворили, буквально носили на руках, избрали королем поэтов, сами нарасхват покупали мои книги. Тогда мне не приходилось — дико вымолвить — рассылать их по квартирам почти и вовсе не знакомых людей, предлагать их и навязывать.
Голос поэта резко повышается. На лице его — прежние гнев и боль.
— Вы теперь что-нибудь пишете? — спрашиваю я, стараясь переменить тему.
— Почти ничего: слишком ценю Поэзию и свое имя, чтобы позволить новым стихам залеживаться в письменном столе. Только начинающие молокососы могут разрешить себе такую «роскошь». Издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя, я теперь пишу стихи не записывая их, и потом навсегда забываю.
— И вам не обидно?
— Обидно должно быть не мне, а русским людям которые своим равнодушием довели поэта до такого трагического положения.
— Однако же, они любят и чтут Пушкина, Лермонтова…
— О, нет, они никого не любят, не ценят и не знают. Им сказали, что надо чтить, и они слушаются. Они больше интересуются изменами Натальи Николаевны, дурным характером Лермонтова и нецензурными эпиграммами двух гениев. Я как-то писал выдающемуся польскому поэту Казимиру Вежинскому: «Русская общественность одною рукою воскрешает Пушкина, а другою умерщвляет меня, Игоря Северянина». Ибо равнодушие в данном случае равняется умерщвлению…
Пост для задания №6 марафона
Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Instagram, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт
Точно
Интересное исследование. Никогда не задумывалась о творчестве Северянина в таком ракурсе. Любопытно.
…а у Шевчука мармелад частенько фигурирует. Я его спросила, почему, а он сказал, что не замечал за собой такого. Но ведь есть! Значит, это что-то подсознательное.