По версии проекта Learnoff
Все фильмы Никиты Михалкова как режиссера — это фильмы о примирении. С историей, жизнью, обстоятельствами, людьми, самим собой. О примирении, которого сегодня так не хватает. И о самом слове «примирение», которое звучит куда лучше и значит куда больше в бытовом и бытийном смысле, чем «толерантность» или «терпимость», и не имеет ничего общего со словом «смирение», кроме, конечно, общего корня.
И еще это фильмы о «вечном примирении» в христианском и в «тургеневском» смысле, о вечном противоречии и вечной гармонии человеческой жизни, основывающейся на любви — всех ко всем — несмотря на различия и разногласия. Даже странно, что Михалков, чей творческий почерк в лучших его работах настолько близок тургеневскому, так ни разу и не обратился к экранизации произведений Ивана Сергеевича…
Итак, вот краткий список любимых «тургеневских» фильмов, созданных сегодняшним юбиляром. Никите Сергеевичу Михалкову — 75 лет! #блогерскаяосень
5. «12» (2007)
Да, это ремейк, адаптация, оммаж фильму Сидни Люмета… И абсолютно прозрачная метафора «Тайной вечери», которую Михалков подал также совершенно в тургеневском духе: плохое с хорошим всегда идут рука об руку, потому что наш мир — это мир человеческий, где все люди — не ангелы, но они и не звери. И судьба этого мира зависит от выбора каждого, а значит, важен каждый из нас. Причем это правило работает в обе стороны — помните, базаровское «от копеечной свечки Москва сгорела»? И поэтому в последних кадрах фильма вся история внезапно переворачивается…
Сергей Маковецкий о том, как фильм «12» получил «Золотого льва» на 64-м Венецианском фестивале (фрагмент интервью из программы «В гостях у Дмитрия Гордона», 2008):
4. «Пять вечеров» (1978)
Полтора часа герои выясняют, сложилась или не сложилась у них жизнь, и что вообще значит «жить»: снимают и надевают маски, ищут друг друга и сомневаются друг в друге. Но им хватает нравственных сил, чтобы преодолеть эту минутную неуверенность, и незатейливая история в декорациях скудного быта вырастает до масштабов бытийной драмы, несущейся «по волнам памяти». Потому что любовь способна преодолеть все трудности и стоит того, чтобы за нее бороться. Тоже тургеневский сюжет.
«Думы окаянные»/«Губы окаянные» (автор Юлий Ким) из фильма «Пять вечеров» в программе «Прожекторперисхилтон»:
3. «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)
Нет, не только уносящей разум музыкой Эдуарда Артемьева знаменит этот фильм, и не только блестящим ансамблем «начинающих» звезд. Самая главная фраза в фильме закономерно вложена в уста Шилова-Богатырева: «Меня сегодня возьмут и расстреляют, а мне еще правду узнать надо».
Это фильм о жизни на краю, пройти по которому и не сорваться способен только правдоискатель, фанатик. Человек без прошлого и, скорее всего, без будущего: у фанатиков всегда слишком короток век, потому что скорее рано, чем поздно их предают именно «свои»…
Финал фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»:
2. «Родня» (1981)
Настоящая абсурдистская трагикомедия о разобщенности всего и всех — современная жизнь глазами человека из патриархального общества. Непонимание и невозможность объяснить и объясниться — именно так происходит в мире, утратившем веру. В себя, семью, людей, а в конце концов — и в Бога: мотив просматривается, но не озвучивается (по понятным причинам, все-таки 1981 год).
Но и патриархальные связи (родительская любовь к детям, любовь детей к родителям, любовь мужчины и женщины) обнаруживают свою стихийность, абсурдность, агрессивность — следствие как непонимания и непоследовательности человеческого сознания, так и отчужденности в бытовом и бытийном планах.
Тупиковая ветвь развития, жизнь без жизни, встречи и разлуки без любви… А ведь это тоже тургеневский мотив, но мотив его поздних повестей 1870-х гг., в которых человек находится в состоянии беззащитности и бессилия перед непознанным, перед стечением непредсказуемых обстоятельств бытия. Но в конце концов примирение и восстановление возможно, если вспомнить, что все мы — семья, чьи-то отцы и чьи-то дети.
Нонна Мордюкова о конфликте с Михалковым на съемках фильма «Родня»:
1. «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979)
Как старый мир не может существовать спокойно рядом с новым, так и новый не может обойтись без старого. Начни ломать старое угоду новому — и нарушается гармония, возникает конфликт.
Но конфликт в фильме Михалкова разрешен совсем не так как у Гончарова, а снова в тургеневском духе. Это не конфликт с обществом, и не разлад между духовно богатой личностью и «обломовщиной», никого здесь «среда» не «заела»: это конфликт каждого человека с самим собой — собой внешним и собой внутренним. Потому что в каждом есть и Обломов, и Штольц. Когда встать с дивана еще не значит с него сойти. Когда делать дело еще не значит им жить. Где любовь — это не романтика, а либо пошлость, либо настоящая драма. Где истинно только прошлое, а все настоящее и преходящее — тень, иллюзия бытия, которую люди ошибочно принимают за «реальную жизнь»…
Вот и плачет в финале фильма Ольга Ильинская-Елена Соловей, «тургеневская девушка»-подвижница, предавшая идеалы, но снова бежит по лугам кудрявый малыш, а сверху с любовью смотрит на него Бог…
Композитор Эдуард Артемьев о съемках фильма «Несколько дней из жизни И. И.Обломова»:
Learnoff в: Одноклассниках, ВКонтакте, Telegram, ЯндексДзен, Наш сайт
И еще Литература
неоконченная пьеса для механического пианино — шедевр не хуже Обломова, я считаю..
извините, но сегодняшний Михалков портит то хорошее, что он сделал когда-то…
Вот помрет… Позабудется он сегодняшний, и останутся в истории его нормальные работы.
Ваша запись ТОП-5 «тургеневских» фильмов Никиты Михалкова в LiveJournal Media — ТОП-5 «тургеневских» фильмов Никиты Михалкова
«Андрея Первозванного» и лавровый венок, Никите Сергеевичу! Заслужил!!!
Как только творческий человек начинает лезть в политику, он кончается как художник.
Слишком пафосно. Достаточно подарить деревеньку с холопами и очередной титул презентовать.
Опа-ля…Вот теперь шаркнем начистоту…(только тут надоть серое вещество чутка иметь, чтобы это осилить)Как по нотам…даже круче, поцики%)
Итак, погнали:
«…
Главная сила дьявола — уменье казаться не тем, что он есть. Будучи серединою, он кажется одним из двух концов — бесконечностей мира, то Сыном-Плотью, восставшим на Отца и Духа, то Отцом и Духом, восставшим на Сына-Плоть; будучи тварью, он кажется творцом; будучи темным, кажется Денницею; будучи косным, кажется крылатым; будучи смешным, кажется смеющимся. Смех Мефистофеля, гордость Каина, сила Прометея, мудрость Люцифера, свобода Сверхчеловека — вот различные в веках и народах «великолепные костюмы», маски этого вечного подражателя, приживальщика, обезьяны Бога. Гоголь первый увидел черта без маски, увидел подлинное лицо его, страшное не своей необычайностью, а обыкновенностью, пошлостью; первый понял, что лицо черта есть не далекое, чуждое, странное, фантастическое, а самое близкое, знакомое, вообще реальное «человеческое, слишком человеческое» лицо, лицо толпы, лицо «как у всех», почти наше собственное лицо в те минуты, когда мы не смеем быть сами собою и соглашаемся быть «как все».
Два главных героя Гоголя — Хлестаков и Чичиков — суть два современные русские лица, две ипостаси вечного и всемирного зла — «бессмертной пошлости людской». По слову Пушкина: То были двух бесов изображенья.
Вдохновенный мечтатель Хлестаков и положительный делец Чичиков — за этими двумя противоположными лицами скрыто соединяющее их третье лицо, лицо черта «без маски», «во фраке», в «своем собственном виде», лицо нашего вечного двойника, который, показывая нам в себе наше собственное отражение, как в зеркале, говорит: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»
II
«Вы эту скотину (черта) бейте по морде и не смущайтесь ничем. Он щелкопер и весь состоит из надуванья. Он точно мелкий чиновник, забравшийся в город будто бы на следствие. Пыль запустит всем, распечет, раскричится. Стоит только немножко струсить и поддаться назад — тут-то он и пойдет храбриться. А как только наступишь на него, он и хвост подожмет. Мы сами делаем из него великана; а в самом деле он черт знает что. Пословица не бывает даром, а пословица говорит: Хвалился черт всем миром овладеть, а Бог ему и над свиньей не дал власти. Пугать, надувать, приводить в уныние — это его дело». Легко догадаться, кто именно этот «мелкий чиновник, забравшийся в город будто бы на следствие, то есть в качестве ревизора, распекающий всех». В черновых заметках к «Мертвым душам» Гоголь пишет: «Весь город со всем вихрем сплетен; прообразоваиие бездельности (то есть пошлости) жизни всего человечества в массе… Как низвести всемирную картину безделья во всех родах до сходства с городским бездельем? и как городское безделье возвести до прообразовать! безделья мира». Итак, опять-таки по собственному признанию Гоголя, в обоих величайших произведениях его — в «Ревизоре» и «Мертвых душах» — картины русского провинциального города 20-х годов имеют, кроме явного, некоторый тайный смысл, вечный и всемирный, но «прообразующий», или, как мы теперь сказали бы, символический, ибо символ и значит «прообразована»: среди «безделья», пустоты, пошлости мира человеческого не человек, а сам черт, «отец лжи», в образе Хлестакова или Чичикова, плетет свою вечную, всемирную «сплетню»…
»
(с)Мережковский Дмитрий Сергеевич «Гоголь и черт»
☯☯☯☯☯☯☯☯☯
https://youtu.be/KrXcL4YU2Ro
☯☯☯☯☯☯☯☯☯
«…предложения автора дают лишь еще один, и чрезвычайно рельефный, пример того поистине маниловского прожектерства, к которому приучили русскую публику публицисты народничества.Манилов сидит в каждом народнике…»
(с) В. И. Ленин, По поводу одной газетной заметки, ПСС, т. 2, с. 292.
☯☯☯☯☯☯☯☯☯
https://youtu.be/KrXcL4YU2Ro
☯☯☯☯☯☯☯☯☯.
… Обломов, Неоконченная пьеса, Свой среди чужих, Раба любви, считаю зенит его гения как режиссёра и художника, время от времени пересматриваю эти картины, самый любимый из этих любимых конечно же Неоконченная пьеса, из Калягина, Михалков просто вынул душу его ролью и Александр Александрович был не против,…
Детское представление, что человек всегда гармоничен и самосогласован. Гений должен быть добрым, тонким, чутким, благородным. Мерзавец — всё наоборот.
Но мой, уже немалый, жизненный опыт говорит о другом. Все качества человека, как лепестки ромашки, объединенные общим центром. Но каждый смотрит в свою сторону и все разные.
Михалков это впечатление подтверждает. Безусловно, очень умный, талантливый режиссер. Перечисленные фильмы + «Неоконченная пьеса» просто гениальны, заткнут множество оскаровских достижений. Но как человек Михалков мелкий, низкий, холопский по натуре и всегда был таким.
Последние неудачные его фильмы я не буду обсуждать. Многие талантливые режиссеры сильно сдавали позиции в конце жизни. Гайдай, Рязанов , … Но то были искренние творческие неудачи, а в случае Михалкова гнилое нутро прорвалось режиссерские способности и пошло-поехало.
Я очень не люблю Михалкова-человека, но очень уважаю как автора замечательных фильмов. Они то и останутся потомкам, а не аристократические потуги потомка царских постельничих.
Поздравляю Никиту Сергеевича!
Он мне всегда интересен — с детства:)
Пожелаю ему новых интересных и ярких ролей — не соло в «Бесогоне», а уровня «Я шагаю по Москве», Паратова или сэра Генри.
Потому что
☺
Как бы его ни ненавидели все, кто только может, но он вписал свое имя в российскую кинокультуру.
Выбрала *Пять вечеров*, тончайший психологизм, проникновение в загадочную эпоху 50-х, известную для рядового зрителя только по пропагандистским фильмам, и актеров, которые раскрылись в полную силу своих талантов.
Хотя, и остальные его фильмы будут смотреть, пусть даже и культуртрегеры, но все же. И еще… второго такого Никиты у нас для вас больше не будет ни-ког-да ))).
Михалков один из крутейших российских режиссёров!
талантище.
интернетным говномесам и современным деятелям кино, тупо копирующих голливуд, не сравниться с ним никогда.
Усатый кремлебот.
Римейк это.
От Михалкова там чеченец только.
Что именно хвалили?
Интересная классификация. Я бы. Пять вечеров. Обломова. Неокоченную пьесу считала развиващимися по чеховскому сценарию. Тургенев этого социального слоя совсем не знал.
Все фильмы Никиты Михалкова как режиссера заканчиваются 1990м годом, когда кончилась цензура.
Далее пошла дурная михалковщина.
Кстати, награждать звездой Героя к юбилею — это уже чистая брежневщина
А «Раба Любви» где ?
Гениально
Не знаком ни с одним человеком, который уважал бы Михалкова.
Возможно, Песков или Кадыров его уважают. Но я с Песковым и Кадыровым не знаком.
Неоконченная пьеса для механичестеского пианино.
Единственный достойный фильм, почти шедевр.
С верхними тремя позициями согласен абсолютно. Только «Свой среди чужих…» передвинул бы на 4-е место, а на 3-е поставил бы «Неоконченную пьесу для механического пианино». 5 место — всё-таки «Раба любви».
После «Родни» Михалков, увы, не снял ничего, достойного себя молодого.
(«Пять вечеров» — совершенно не моё кино.)
для меня номер один это — «Свой среди чужих, чужой среди своих».
номер два — это «12».
Поз. 1 заменить на «Неоконченную пьесу…». На этом кончился Михалков и начался Мигалкин. Но даже это (былые заслуги) на «Гертруду» не тянет от слова «совсем»! DIXI
Люблю Сибирский цирюльник. Хоть и клюква, но каждый кадр талантлив безмерно! А актеры!
«Обломов» совсем не удался.
Притом что понятен замысел автора.
И даже чересчур виден. Бросается в глаза. Что всегда плохо.
Но получилось скучно, невнятно (сам роман тоже рыхлый, но это литература, там это прощается — можно завтра дочитать).
И Обломов из Табакова никакой, что совсем уж провал. Старый хитрый дядька получился, прикидывающийся простаком.
при ссср неплох,потом скатился в сраное говно
Ты тупой долбодятел.
и вообще жалких людишек с жалобными голосами.
А хуже всего — герои и герои-любовники. Только самодовольный индюк мог подумать, что он может сыграть Паратова.